Цель стенда по ранней профориентации. Организация работы в дошкольном образовательном учреждении по ранней профориентации дошкольников материал на тему. Изучение двух видов профессий в течение месяца

ПРОЕКТ

«ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ДОУ»

воспитатель I квалификационной категории Шакирова А.М.

2016 год

«Профориентационная работа в условиях ДОУ»

в МБДОУ «Детский сад № 9»

Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощѐнно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути. Такой комплекс мер разрабатывается на основе кадровой политики страны в целом, отрасли, региона, конкретного предприятия или организации, и реализуется специалистами (профориентаторами, педагогами, психологами) через различные занятия и мероприятия (экскурсии, игры, беседы и т. п.).

Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:

Дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

Сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

Цель проекта: выстраивание в образовательном учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей.

Задачи проекта:

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

Расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

Расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

Формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

Формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

Систематизировать знания о труде людей в разное время года;

Знакомить с трудом людей рабочих профессий: повара, каменщика, плотника, слесаря, штукатура-маляра и т.д.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

Расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

Расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

Расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

Расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

Формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Мероприятия по проведению профориентационной работы

с участниками образовательного процесса

сентябрь

Разработка плана мероприятий по проведению профориентационной работы с детьми

старший воспитатель

октябрь

Экскурсии в Пожарную часть и в Центральную детскую библиотеку

ноябрь

Экскурсии по детскому саду (знакомство с профессиями плотника, дворника, прачки, повара, логопеда, психолога и т.д.)

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

декабрь

Экскурсии в ветеринарную клинику «Айболит» и в Школу искусств

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

январь

Конкурс чтецов «У каждой профессии запах особый…»

Встречи с работниками железной дороги, дорожной и газовой служб

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

февраль

Конкурс рисунков «Мой папа на работе»

Фотовыставка «Я у папы на работе»

Встречи с сотрудниками ОГИБДД и РОВД Агрызского района

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

Март

Конкурс рисунков «Моя мама на работе»

Фотовыставка «Я у мамы на работе»

Встречи с работниками строительной отрасли, лесного хозяйства и СМИ

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

апрель

Экскурсии в продуктовый и цветочный магазины, в парикмахерскую, в мастерскую по ремонту обуви

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

Май

Экскурсии в поликлинику и в школу

стар. воспитатель, воспитатели старших и подготовительных групп

в течение года

Обновление и дополнение сюжетно-ролевых и литературных центров, дидактических игр; беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, фото- и видеопрезентаций, фильмов на ООД и в режимных моментах на соответствующую тематику.

воспитатели старших и подготовительных групп

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-техническое обеспечение:

    музыкальный зал, групповые комнаты ДОУ;

    мультимедийные средства, компьютеры;

    художественная литература, папки с иллюстрациями и картинами, фото- и видео презентации и фильмы на соответствующую тематику.

Реализация проекта осуществляется с участием МКУ «Управление образования», Центральной детской библиотеки г. Агрыз, Пожарной части, ветеринарной клиники «Айболит», Детской школы искусств, ОГИБДД и РОВД Агрызского района, поликлинику АЦРБ, СОШ №3 и т.д.

Временное обеспечение:

Ожидаемые результаты реализации проекта

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

Ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

Называет профессии разных сфер экономики;

Различает профессии по существенным признакам;

Называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

Выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

Объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

Объясняет роль труда в благополучии человека;

Имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

Моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

Участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

Положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

Демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

На современном этапе в системе образования происходит процесс модернизации с учётом актуальных тенденций государственной политики. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 №273-ФЗ в статье 64 говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» . Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка. Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование учебно-методического, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения ДОУ, организации социального партнёрства.

Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.

А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере) , а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Создавшаяся ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо сейчас. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.

1. 2. Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ;
  • Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» ;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;
  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -детский сад № 11 станицы.

1. 3. Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы.

Проблема: Недостаточная информированность детей о разнообразии профессий.

2. Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи.

Цель: - Создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самопознания.

Задачи:

  • Создать в образовательном учреждении материально - технические условия необходимые для реализации проекта (создание мобильной РППС) ;
  • Повысить профессиональный уровень педагогов и развивать умение организовывать совместную групповую деятельность с использованием различных методических приемов и средств, знание и владение современными технологиями социализации дошкольников, нахождение и использование новых образовательных ресурсов, облегчающих решения целей и задач ранней профессиональной ориентации дошкольников, умение создавать собственные дидактические и развивающие материалы;
  • Повысить педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по реализации Проекта: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» ;
  • Разработать методические рекомендации, цикл практических мероприятий по повышению социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
  • Организовать: экскурсии, встречи, а также тесное взаимодействия с родителями;

Для детей

  • Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
  • Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
  • Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
  • Обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно своему профессиональному направлению;

Для педагогов

  • Создать и апробировать виртуальные дидактические продукты (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры) для изучения в мобильных интерактивных мастерских;
  • Разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий;
  • Разработать совместную работу с родителями по расширению знаний детей;

Для родителей

  • Способствовать проявлению интереса к экскурсиям проводимых для детей;
  • Сопровождать родителей при оказании ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир профессии.
  • Побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий.

Для социальных партнёров

  • Создать условия и проявления интереса к укреплению партнёрских связей;

Объект - является процесс работы дошкольного учреждения по ранней профориентации.

Предметом - являются формирование наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ по ранней профориентации.

Гипотеза исследования: Создание наглядной основы, окружающей обстановки ДОУ является необходимым условием комплексной системы погружения ребенка в мир профессии и создает условия для более эффективного социально-коммуникативного развития ребенка.

3. Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта) .

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу. В истории развития педагогической мысли подходы к решению проблемы приобщения дошкольников к труду менялись с развитием взглядов на личность ребенка – дошкольника. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников струдом взрослых изучали многие ученые: Крулехт М.В., Логинова В.И. Мегедь, В.В. Мишарина, Л.А., Овчаров А.А. Шахманова А.Ш. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед) . М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией но и с личностными качествами представителей этих профессий. Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Развивать ценностное отношение к труду. Эти задачи отражены в образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» . На сегодняшний день выделены основные направления развития ребёнка, в которых определены образовательные области.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее

знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы) .

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:

  1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) . Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
  2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко) . Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я» , творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
  3. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
  4. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие

человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:

  • мультимедийные презентации;
  • виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников) .

Мультимедийные презентации - это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

В инновационной проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников. Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников.

Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию» , посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.

Для реализации поставленных задач, привлечены социальные партнеры и с ними заключены договора сотрудничества. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

4. Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта.

Основная идея инновационного проекта: Создание в дошкольном учреждении единого развивающего пространства для ознакомления детей с профессиям актуальны для нашей станицы. Так как станица считается небольшой и отдаленной. Большая часть населения трудоустроены за приделами станицы. Для этого направленная сплоченная работа всего педагогического коллектива в деятельность по ранней профориентации. С этой целью создается мобильная РППС удовлетворяющая образовательные потребности по развитию ранней профориентации как в группах, так и в ДОУ с углубленным изучением конкретной профессии.

Согласно возрастным особенностям детей в ДОУ обозначены мастерские, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и само деятельности. Мастерская представляет собой специальную РППС с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.

Мастерская «Строители» - представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т.д.

Мастерская «Мир на дорогах» - представлена игровыми центрами, стендом в холле детского сада, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей все видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников и т.д.

Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарника, службой МЧС, медицинскими работниками и т.д. игровыми центрами в группах.

Мастерская «Фермерское хозяйство» включает в себя игровые центры в группе. Важным составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на окне детского сада. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в России, на Кубани. Включает в себя профессии: агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т.д.

За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т.д.

Следует учитывать, что важную роль в процессе социализации играет взаимодействие человека с организациями, как специально созданными, так и реализующими социализирующую функцию параллельно со своими основными функциями (образовательные учреждения) . Здесь происходит нарастающее накопление ребенком соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации такого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Поэтому столь важна организация психолого- педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, передает свое видение мира, входит в социальные отношения, осознавая свою ценность и неповторимость.

Социализация, как комплексный процесс, осуществляется на трех уровнях:

  • общение со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т.д.;
  • на уровне бытовых норм и правил культурного поведения, т.е. правил этикета;
  • приобщение к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями.

Нами разработана система посещения организаций. В процессе экскурсии дети не только формируют систему знаний, но и приобретают социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить свой словарный запас.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Труд строителя всем нужен

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать…

Ну а ты, кем хочешь стать?

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.

Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников.

Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.

И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

Понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

Познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

Были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

Учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.

Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.

Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.

Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы , которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них

  • Наглядные (живые образы), к которым относятся:
  • экскурсии
  • наблюдения
  • дидактические пособия
  • рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
  • просмотр видеозаписей
  • Словесные, которые включают:
  • художественное слово
  • рассказ воспитателя
  • беседы
  • малые фольклорные формы
  • проблемные ситуации
  • высказывания и сообщения
  • Практические – это:
  • трудовые поручения
  • игровые обучающие ситуации
  • сюжетно-ролевые игры
  • Игровые, к которым относятся:
  • дидактические игры
  • игровые упражнения
  • игры с правилами
  • словесные игры
  • игры-воображения
  • игры-шутки
  • сюжетно-ролевые игры
  • сюрпризные моменты

Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:

  • показ
  • объяснение
  • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
  • обсуждение труда и его результатов
  • оценка

Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!


«Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья,
а приготовить к труду в жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку
и любовь к трудуоно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни.»

К.Д. Ушинский

Период от рождения до школы, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного развития ребёнка, в этот период закладываются основные физические и психические качества и свойства, делающие ребёнка ЧЕЛОВЕКОМ. Важность дошкольного периода характеризуется тем, что именно в этом возрасте обеспечивается общее развитие человека, которое служит в дальнейшем фундаментом для выбора им ценностных ориентиров, для выстраивания отношений человека с окружающим миром, именно этот возраст является основой для усвоения знаний, умений и развития познавательных интересов человека.

В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным качествам человека. Гармонично развитым человек может считать себя при условии, что он нашёл своё место в жизни, правильно сделал свой выбор и получает удовлетворение от своей профессии, пользуется авторитетом в обществе, и его труд служит на благо народа и обеспечивает личное благополучие. Человек счастлив, если он умеет и любит трудиться. С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошкольный период детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, его личной культуры, отношения к самому себе и к окружающему миру, в частности к своей будущей профессиональной деятельности. Приобщение дошкольников к профориентированной направленности позволяет актуализировать знания и представления ребёнка в собственном реальном мире.

Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребёнка, приобретённого им в каких-то видах трудовой деятельности. Эта работа начинается уже в детском саду. В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, продавца, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми. Некоторые элементы профессиональной деятельности им ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На данном этапе создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем, ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора старших дошкольников о мире.

Целью ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Основными формами работы в ДОУ по профориентации дошкольников являются следующие методы:

  • организованная деятельность (беседы, занятия, интегрированные занятия, экскурсии, игры, праздники, развлечения);
  • оборудование развивающей среды;
  • общение с родителями воспитанников;

Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок рассказы воспитателей и родителей, непосредственно образовательная деятельность, игры, праздники и развлечения, самостоятельная художественно-творческая деятельность обогащает представления детей о труде взрослых, а имея эти представления, они осознают, что их родители нужные всем люди, что труд их почётен. У ребят появляется интерес к трудовой деятельности взрослых. Дети вместе с воспитателями с увлечением мастерят атрибуты для сюжетно-ролевых игр. В своих творческих работах дети изображают родителей, себя в будущем. Интереснее и осознанней становятся высказывания детей. Они дают оценку отношениям людей к своим трудовым обязанностям, замечают взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда. Многие выражают желание в будущем избрать профессию мамы или папы.

Экскурсии - самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии.

Посетив завод «Прогресс» дошкольники познакомились с историей завода, с профессиями своих родных, работающих на приборостроительном заводе «Прогресс» (монтажница, слесарь-сборщик, балансировщик, фрезеровщик, программист, экономист, контролёр, диспетчер), с трудовыми династиями. В результате у детей возникло понимание значимости труда взрослых, уважение к труду родителей, желание им помочь и желание следовать их примеру в профессиональной деятельности.На экскурсии в ВНИИС и Дом-музей И.В. Мичурина дети познакомились с выдающимся учёным-селекционером, естествоиспытателем, который внёс значительный вклад в совершенствование природы растений, разработку методов селекции, создание новых сортов плодовых культур. Его дело продолжают учёные-садоводы ВНИИС, с чьей работой были познакомлены дети.

Выстраивание рефлексивной деятельности(изобразительной, речевой, игровой), направленной на активизацию представлений детей, полученных в результате ознакомления детей с профессиями в таких видах детской активности, как:

  • сюжетное рисование, после проведённых наблюдений, экскурсий;
  • конструирование, лепка, аппликация;
  • изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
  • составление рассказов из опыта, иллюстрированных детскими рисунками, оформленных в детские книжки;
  • конкурс рисунков и поделок;
  • викторины, КВН

Работа с родителями - важное направление в работе нашего учреждения. Работая в этом направлении, мы проводим следующие мероприятия:

  • «Дни открытых дверей»;
  • конкурсы поделок и рисунков совместно с родителями;
  • оформление папок-передвижек «Великий учёный-садовод И.В, Мичурин», «Мичуринск - наукоград», «Завод «Прогресс»;
  • анкетирование;
  • самоиздание мини-книг « Моя профессия»

Создание полноценной предметно-развивающей среды

  • организация работы мини-музея;
  • создание папок по ознакомлению с историей завода «Прогресс» и ВНИИС, с профессиями;
  • пополнение атрибутов для организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр по данной тематике;
  • оформление альбомов « Профессии на заводе и ВНИИС», «Семейные родословные»;
  • собрание видеоматериалов;
  • дидактические и развивающие игры «Угадай, какая это профессия», «Что из чего сделано?», « Кто что выполняет»;
  • оформление и систематическое обновление стенда «Мы и завод «Прогресс», «Мичуринск-наукоград»;
  • презентации

Результативность работы

С целью совершенствования профориентационной работы в учреждении ведётся постоянный мониторинг. По материалам мониторинга наиболее результативными формами профориентации в разделе организационно- методической работы выделены педсоветы, мастер-классы, семинары, семинары- практикумы, деловые игры, консультации, разработка методических рекомендаций по ранней профориентации, тематические выставки, Дни открытых дверей для родителей, конкурсы, тематический контроль, диагностика, кружковая работа, работа творческой группы, экскурсии, оформление дидактического материала.

Работа с воспитанниками осуществляется успешно благодаря постоянно проводимым экскурсиям на завод «Прогресс» и ВНИИС, просмотрам видеофильмов, циклам познавательных занятий, конкурсам рисунков и поделок, КВН для старших дошкольников, тематическим развлечениям, игровой деятельности, сюжетному рисованию, конструированию, выстраиванию макетов, составлению рассказов, беседам, чтению художественной литературы)

Сотрудничество с родителями значительно облегчает профориентацию в учреждении, так как налажены такие формы работы, как практические занятия, деловые игры, круглые столы, анкетирование, конкурсы, выставки, дни открытых дверей, рассказы родителей о профессии, тематические праздники.
Благодаря целенаправленной работе учреждения по ранней профориентации наших воспитанников мы отслеживаем следующие результаты:

  • появился интерес к истории завода « Прогресс» и ВНИИС;
  • у детей сформировалось целостное представление о профессиональной деятельности родителей на заводе «Прогресс» и ВНИИС, об общественной значимости той или иной профессии родителей;
  • у детей развились познавательные навыки, интерес к профессиям родных, уважение и гордость за них;
  • совместная работа родителей и детей сформировала доверительные и доброжелательные отношения между взрослыми и детьми.

Результаты помогают воспитателям выявить недостатки в работе и вовремя их скорректировать.

В заключение следует заметить, что 20 век - это век интеллектуально развитых и творчески мыслящих личностей. Известный русский поэт в своё время писал: если есть возможность - иди впереди, нет возможности - иди вместе с веком, но никогда не отставай от него. Воспитатель должен владеть современными знаниями и информационно-коммуникационными технологиями, постоянно получать информацию из глобальной сети. Только тогда он сможет правильно вести профориентационную работу с учётом интересов воспитанников. Перед системой образования поставлены задачи всестороннего развития молодого поколения, овладения личностью современной профессией, востребованной обществом и государством.

Список литературы

1 . Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – [с. 28]

2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – [с.70]

3. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – [с.13]

4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – [с. 37]

5. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/Википедия (http://ru.wikipedia.org)

Ульяна Захарова
Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»

Консультация для воспитателей

"Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ"

Воспитатель Захарова У. В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" с. Детчино

Слайд 2 Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня- врач, завтра- банкир и даже Президент…

Слайд 3 Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, что способствует ранней профессиональной ориентации.

Слайд 4 Проблемы ранней профориентации дошкольников:

Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуются в полной мере;

Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;

Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда;

Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Слайд 5 Главная цель ранней профориентации детей - это развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, предоставление ему возможности проявить свои силы в различных видах деятельности.

Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; расширяется его кругозор; все это способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.

Слайд 6

Основные задачи ранней профориентации дошкольников:

Расширить представление детей о профессиях;

Сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их значения в жизни общества;

Мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности;

Развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия профессий, рассказывать об их особенностях.

Следовательно, знакомство детей с миром профессий подразумевает их подготовку к тому, чтобы они в свое время смогли смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении

Слайд 7 Периоду дошкольного детства соответствует первый этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий.

На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а так же положительное отношение к профессиональному миру, людям, которые трудятся и к их занятиям.

Слайд 8 1. Уточните знания детей о труде взрослых

Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию, нужно выяснить, что дошкольники знают о труде взрослых. С этой целью можно использовать диагностическую методику «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева и Т. И. Гризик). Диагностика поможет выявить представления детей о труде взрослых и отношение к нему. (см. Приложение)

Слайд 9 2. Создайте условия

Чтобы трудовое воспитание было успешным, необходимо создать психолого-педагогические условия:

Учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения дошкольников к труду;

Организовать развивающую предметно-пространственную среду (подобрать наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование);

Включить в работу всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

Слайд 10 Шесть принципов, которые помогут сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых

1. Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда, воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.

2. Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные на практике методики.

3. Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка, организуйте наблюдения окружающей действительности.

4. Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.

5. Принцип доступности: соотносите содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей.

6. Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и осознанную позицию по отношению к собственным достижениям.

Слайд 11 3. Используйте разнообразные методы и приемы

Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:

наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);

словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);

практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);

игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Слайд 12 Но предпочтение следует отдать практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников. В результате профориентационных сюжетно-ролевых игр детьми усваиваются знания о профессиональной деятельности взрослых. А о том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.

Слайд 13 4. Организуйте сотрудничество с семьями детей

Обязательный элемент трудового воспитания – знакомство с работой родителей и других членов семей. На примере их деятельности у ребенка формируется представление о труде вообще.

Проведите для родителей консультации на темы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших родителей». Предложите им рассказать о том, какие традиции и интересы, связанные с трудом, существуют в семье, чем занимались предки, кем работали бабушки и дедушки. Семейные профессиональные традиции – важная часть воспитания ребенка.

Можно организовать выпуск стенгазет ко дню профессиональных дат, создать папки-передвижки по названием: «В мире профессий», «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Это интересно» и т. д. Пригласить родителей принять участие в экскурсиях, занятиях организованных детским садом.

Проводя работу с родителями нужно придерживаться следующих направлений:

Четыре направления взаимодействия с родителями:

1. рассказать родителям о важности трудового воспитания в дошкольном возрасте;

2. привлечь к взаимодействию, сформировать желание общаться с воспитателями, участвовать в жизни группы;

3. создать условия, чтобы раскрыть творческие способности в совместной деятельности с детьми;

4. укрепить партнерские взаимоотношения в семье.

Слайд 14 5. Подводите итоги и оценивайте результаты работы

Чтобы определить, какие достигнуты результаты по трудовому воспитанию, проведите итоговую педагогическую диагностику. Она покажет уровень сформированности у детей знаний о современных профессиях, позволит скорректировать и спланировать дальнейшую работу.

Слайд 15 Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на всех участников образовательной деятельности. Дети подробно знакомятся с трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей, приобретают знания и умения, которые могут применять в игре. В результате этой деятельности развивающая предметно-пространственная среда пополняется атрибутами для творческих и сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей позволит освоить тему «Профессии», что станет начальной ступенью их социализации.

Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы в нашей группе.

Наша задача: в доступной форме дать детям знания о профессиях.

В ДОУ воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, помощников воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника. При этом мы стараемся обращать внимание детей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы им здесь было тепло, уютно и интересно.

Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями. Нами разработан долгосрочный проект (на 1 год) "Все профессии важны, все профессии нужны!", плану которого мы следуем.

Начали свою работу по профориентации детей нашей группы со знакомства с профессиями сотрудников детского сада. Выпустили стенгазету «Кто работает у нас в саду», провели экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, в прачку, наблюдали за работой дворника. С участием родителей сделали подборку сюжетно-ролевых игр с костюмами: "Больница", "Почта", "Салон красоты", "Повар", "Моряки", "Автомастерская", "Мы строители", "Магазин". Создали электронную папку с видеороликами и презентациями о профессиях.

Разработали конспекты занятий по знакомству с профессиями повара, врача, продавца, военного, швеи, парикмахера.

Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

Понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, труд является основой нашей жизни;

Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

Познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

Были готовы трудиться сами - не только по причине, что это им нравится и интересно, а еще и потому, что это надо;

Учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Приложение

Диагностическая методика Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик

«Представления о труде взрослых»

Критерии:

1. Характер представлений о труде взрослых.

2. Отношение детей к труду взрослых.

Показатели характера представлений о труде взрослых:

Показатели отношения к труду взрослых:

адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.

Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых проводится беседа, индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Для чего люди ходят на работу?

2. Что такое профессия?

3. Какие ты знаешь профессии?

4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?

5. Кем работают твои мама и папа?

Далее проводится эксперимент с использованием визуальных методик. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.

Оценивание критериев трудовых умений осуществляется по 3-х бальной системе:

3 балла – умение у ребенка сформировано полностью.

2 балла – ребенок частично проявляет умение.

1 балл – ребенок не проявляет умение.

На основании показателей составлены характеристики уровней развития:

Сформирован (3-2,4 балла) – ребенок осознанно относиться к выполнению задания. При этом проявляет способность планировать трудовые действия и проявляет самостоятельность. Умеет осуществить отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользоваться им. Принимает активное участие в коллективном труде. Осознает пользу выполнения трудовых действий. Радуется результатами своего и коллективного труда.

Находится в стадии становления (2,3-1,8 балла) – ребенок относиться к выполнению задания положительно. При этом не всегда самостоятелен в планировании трудовых действий. Осуществляет отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользуется им. Принимает активное участие в коллективном труде. Осознает пользу выполнения трудовых действий. Радуется результатами своего и коллективного труда чаще всего, остается довольным.

Не сформирован (1,7-1 балл) – ребенок не осознанно относиться к выполнению задания. Не способен планировать трудовые действия и проявлять самостоятельность. Не умеет осуществить отбор инвентаря для выполнения поручения и бережно пользоваться им. Не принимает активное участие в коллективном труде, выполняет трудовые поручения вне коллектива. Не осознает пользу выполнения трудовых действий, не способен радоваться результатами своего и коллективного труда.



Поделиться