Конкурс образовательных технологий мир дошкольника первый опыт. Проект «Первые эксперименты. Реквизиты для оплаты

Психологический практикум для начинающих Барлас Татьяна Владимировна

Мир глазами дошкольника

Мир глазами дошкольника

Каждый помнит себя в детстве, однако многие особенности того, как ребенок-дошкольник воспринимает и понимает окружающий мир, ускользают из памяти и кажутся удивительными для взрослых: нам трудно и непривычно выйти за рамки «правильного» и, казалось бы, единственно возможного понимания реальности. Оказалось, однако, что мир дошкольника построен по совершенно иным принципам, многие из которых открыл в начале нашего века швейцарский ученый Пиаже. Вот некоторые из его опытов, их может повторить каждый.

Перед ребенком ставят два стакана с водой, один низкий и широкий, другой – высокий и тонкий. В первом из них вода. Взрослый или сам ребенок переливает воду во второй стакан. Хотя все происходит на глазах ребенка, если ему 3–6 лет, он, как правило, считает, что воды стало больше.

Перед ребенком выкладывают два ряда мелких предметов (пуговицы, детали конструктора, конфеты, кусочки шоколадок и пр.) и спрашивают, в каком ряду их больше.

После правильного ответа «Одинаково» предметы в нижнем ряду раздвигают.

Теперь ребенок считает, что в нижнем ряду предметов стало больше.

В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка можно наблюдать разные формы проявления описанных феноменов. Если у младших опыт может вызвать восторг («Смотри, они (фигурки) на весь стол!»), то у детей постарше – недоумение («Я же сам воду переливал»), попытки объяснения («Это что – фокус какой-то?»), ухудшение настроения, сомнения и даже попытки «исправить ситуацию», например, украдкой съесть конфету в верхнем ряду, чтобы их уже точно было меньше. Некоторые дети дают правильный ответ во втором опыте при небольшом количестве сравниваемых предметов (5–6), но начинают сомневаться и ошибаться, если их становится 10–12.

Жан Пиаже объяснял полученные результаты, говоря о таких свойствах психики дошкольников, как центрация и неумение сосредоточиться на изменениях. Центрация – неумение воспринимать предметы или явления в целом; для детей существует только одна их сторона, например, высота воды в стакане или длина ряда пуговиц. Неумение сосредоточиться на изменениях – неспособность уследить за тем, как объект меняется и переходит в другое состояние. Ребенок фиксирует в памяти устойчивые состояния – начальное и конечное, но от него ускользает процесс преобразования, поэтому он видит лишь конечный результат, например, два ряда пуговиц, один из которых длиннее другого. С указанными свойствами связаны и некоторые особенности поведения детей в жизни, например, желание пить любимый сок из высокого стакана (его будет больше) или разрезать вкусное печенье на маленькие кусочки (его тоже станет больше, потому что больше кусочков).

Другие свойства детской психики отчетливо выявляются при разговоре на некоторые абстрактные темы. Приведем несколько подобных диалогов (выделенные реплики в наибольшей степени отражают суть феноменов). Вот фрагменты из разговора Пиаже с девятилетней Фрэн; время действия – 1920-е годы (см.: Субботский, 1991).

– Фрэн, солнце движется?

– Почему?

– Потому, что оно хочет сильно сиять.

– Потому что иногда бывают леди и джентльмены, которые гуляют, и им приятно, когда хорошая погода.

– Солнце видит их?

– Да.

– А когда мы идем, что оно делает?

Иногда оно смотрит на нас, иногда идет за нами.

Удивительно, как мало изменились дети за прошедшее столетие. Правда, возрастные границы открытых Пиаже феноменов несколько изменились. Вот разговор с пятилетней Рикой.

– Рика, почему солнце светит?

– Чтобы было светло.

– А зачем нужен свет?

– Чтобы мы гуляли, чтобы можно было книжки читать, чтобы было тепло и мы никогда не болели.

– А солнце живое?

– Да. Оно нас видит, оно нам рассказывает сказки, как оно поживает. А еще оно нас защищает от Снежной королевы.

– Рика, почему едет машина?

– Чтобы отвезти папу на работу, меня в детский садик.

– А еще для чего?

– Чтобы поехать в лес и погулять с нами.

– Когда машина стоит на стоянке, что она делает?

– Она отдыхает от дел, спит, чтобы потом у нее были силы отвезти меня в Макдональдс.

В ответах детей проявляется анимизм – наделение неживой природы свойствами живого и разумного (машина отдыхает, набирается сил, солнце видит, ходит, рассказывает сказки и пр.). Источник анимизма Ж. Пиаже видит в том, что ребенок еще не научился выделять себя из окружающего мира и не знает в точности, что принадлежит ему (психическое, субъективное), а что – окружающему миру, объективному и материальному, поэтому он не только наделяет неживое мыслями, чувствами, желаниями, но и психические явления (например, собственные сны) – свойствами объективного мира. Вот диалог с Севой (7 лет 10 месяцев):

– Кто-нибудь может увидеть твои сны?

– Мои сны никто не может увидеть, потому что у другого человека есть свои сны. Мама может. Только в животе. Я видел мамины сны, когда был у нее в животе, потому что через пупок.

Ответы Севы требуют небольшого комментария. Мальчик находится в том возрасте, когда феномены, обнаруженные Пиаже, или исчезают, или находятся на грани исчезновения. Он уверен, что «солнце о нас не думает, потому что оно – неживая природа». Ситуация же со снами достаточно сложная: могут видеть чужие сны только мама и ребенок и только тогда, когда ребенок у мамы в животе. Но ведь все-таки могут!

Описанные феномены проявляются не только в отвлеченных беседах, но и в реальной жизни, служа основой для детских страхов. Ребенок, не имеющий четких границ между живым и неживым, возможным и невозможным, сказкой и реальностью, может бояться каких-то предметов или сказочных персонажей. Более того, не имея границ между субъективным и объективным, между мыслью и действием, он может бояться даже того, что придумал сам. Даже в более старшем возрасте дети не всегда умеют четко провести грань между фантазией и реальностью и могут прослыть лжецами среди взрослых или сверстников.

Еще одна особенность детского мышления проявилась в беседе с Рикой, когда она рассуждает о том, почему ездит машина (чтобы возить ее в детский садик, в лес и пр.). Вот еще один характерный фрагмент диалога.

– Почему наступает зима?

– Потому что очень хочется кататься на горке (Владик, 5 с половиной лет).

В этих примерах проявляется такое свойство детского мышления, как эгоцентризм – восприятие предметов и явлений лишь «через себя», неспособность встать на чужую точку зрения. С возрастом постепенно формируется более объективная оценка. В качестве «остаточных явлений» эгоцентризма у некоторых детей может быть выражен своеобразный «переворот причины и следствия», например, «солнце светит, чтобы было светло», «велосипед едет, чтобы не устать человеку» и т. п.

Зная о том, что дошкольникам в той или иной степени присущ эгоцентризм, можно объяснить и предотвратить некоторые серьезные проблемы. Часто дети считают себя причиной того, что происходит вокруг них, даже если на самом деле это не имеет к ним непосредственного отношения, например, обвиняют себя в ссорах или разводе родителей, в болезнях близких родственников. Понимание подобных явлений и вовремя сделанное объяснение могут очень помочь детям.

Феномены Пиаже исчезают у современных детей постепенно к 6–8 годам по мере того, как увеличивается жизненный опыт маленького человека, он узнает больше об окружающем мире и приобщается к школьному образованию. Теперь ему уже не надо сравнивать ряды предметов «на глазок», он может просто их пересчитать. (Правда, сохраняются отдельные «рецидивы» вроде веры в Деда Мороза порой и у 10–12-летних.) И все же мир детства не уходит из жизни безвозвратно. По его законам во многом построены сказки и мифы, сны и фантазии, на них основана вера в экстрасенсов и астрологию, миром детства пронизаны многие сферы взрослой жизни.

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 22. Развитие личности ребенка-дошкольника В раннем детстве деятельность ребенка со стороны его взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. Б. Г. Ананьев по этому вопросу писал: «Взрослый родной человек не только

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

41. Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника Предметное действие ребенка есть совместное действие ребенка и взрослого, в котором элемент содействия является ведущим.Еще до начала активной речи ребенка именно это содействие взрослого выполняет функцию коммуникации и

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Трудности семьи дошкольника с аутизмом После постановки диагноза (или его подтверждения) состояние стресса для семьи, которая продолжает сражаться за своего ребенка, нередко становится хроническим. Это особенно очевидно в наиболее тяжелых случаях, когда родители

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

3. Психология дошкольника 1. Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте.2. Познавательные процессы дошкольника.3. Развитие личности в дошкольном возрасте.4. Готовность ребенка к обучению в школе.1. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится

автора

Особенности развития дошкольника В отечественной психологии каждый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития, под которой понимается система отношений между взрослым и ребенком, сложившаяся на данном возрастном этапе. При этом взрослый выступает в

Из книги Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Пример индивидуального психологического обследования дошкольника Испытуемая: Саша (5 лет 6 месяцев), посещает детский

Из книги Я хочу рассказать вам о... автора Букай Хорхе

Глазами любви - Мне кажется, что мои родители постарели и утратили ясность ума.- А мне кажется, что ты стал смотреть на них по-другому.- При чем тут это? Как ты говоришь: «Что есть, то есть».- Подожди, я расскажу тебе…Король был влюблен в Сабрину, женщину из народа, на

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Обобщения у дошкольника и понимание им отношений В течение дошкольного периода обобщения у ребенка проходят довольно значительный путь развития.Для того чтобы в этом убедиться, стоит сопоставить ответы, которые давала Наташа Ш. на один и тот же вопрос на 3-м, 4-м, 5-м и 6-м

Из книги Любовь небесного цвета автора Кон Игорь Семенович

Глазами статистики… В 1990 г. в Европе самое враждебное отношение к гомосексуалам было зафиксировано в католической Португалии, где с мнением, что «гомосексуальность никогда не может быть оправдана», согласились 78 % опрошенных; за ней, со значительным отставанием,

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

НАВЫКИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА 1. Может ли ваш ребенок назвать все части тела?а) Да __ Нет __б) Если вы еще не научили его этому, назначьте себе конкретную дату, когда приступите.Я начну учить этому ребенка ______ 20__в) Навык освоен ______ 20__2. Может ли ребенок назвать

Из книги О чем говорить с ребенком? Инструкция по выживанию для современных российских родителей автора Маховская Ольга Ивановна

Уровень развития ребенка-дошкольника Вначале я приведу таблицу, разработанную французским психологом Ж. Пиаже. Она рекомендована специалистам всех стран, которые создают национальные версии образовательного телевизионного проекта «Улица Сезам».Табл. 1 Профиль

Из книги Язык флирта и соблазнения автора Хейс Луиза

4.1. «Стрельба глазами» Не путать с вульгарным подмигиванием, хотя в умелых руках (вернее, глазах) и оно может принести немалую пользу. На подмигивании мы не будем останавливаться подробно, ибо делать это умеет любой, а вот о стрельбе глазами поговорить стоит, ибо она не

Из книги 7 интимных тайн. Психология сексуальности. Книга 1 автора Курпатов Андрей Владимирович

Привлекательность глазами… Прежде чем двигаться дальше и продолжать рассказ о формировании «сексуальной фиксации», я вынужден снова сделать небольшое отступление, поскольку тут мы сталкиваемся с сексуальным, извините за профессиональный жаргон, диморфизмом. То, что

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Комната дошкольника Теперь детская – это большая игровая, и в ней хорошо бы предусмотреть шкаф, куда малыш сможет убирать свои игрушки, отдельно мягкие, отдельно развивающие. А самые любимые пусть будут совсем рядом, в кроватке у подушки. Когда ему исполнится три года,

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Из книги Включите свою рабочую память на полную мощь автора Эллоуэй Трейси

Один маленький шаг для дошкольника, но гигантский скачок для рабочей памяти Начало учебы в школе – это важное событие в жизни ребенка, означающее, что малыш повзрослел и в его жизни начался новый этап. Время безраздельного внимания со стороны родителей и няни, когда

Каждый помнит себя в детстве. Однако многие особенности восприятия и понимания окружающего мира ребенком-дошкольником ускользают из памяти и кажутся удивительными для нас, взрослых: мы уже не умеем выходить за жесткие рамки “правильного” и, казалось бы, единственно возможного понимания реальности.

Оказалось, однако, что мир дошкольника построен по совершенно иным принципам, многие из которых открыл в начале XX века швейцарский ученый Пиаже. Вклад этого человека в наше понимание законов детского развития столь существен, что стоит сказать несколько слов и о нем самом.

Стаж научной деятельности Жана Пиаже (1896-1980) - почти 75 лет. Свое первое научное исследование он опубликовал в десятилетнем возрасте. Посвящено оно было воробьям-альбиносам, за которыми Жан несколько лет наблюдал, гуляя в парке. В пятнадцать лет он приобрел прочную репутацию знатока моллюсков и был приглашен на работу в Женевский музей. И только в 1920-е годы, принимая участие в тестировании детей во Франции, был настолько очарован детскими ответами, особенно неправильными(!), что решил посвятить себя изучению проблем развития детей. Многое для своих теоретических построений Пиаже почерпнул из наблюдений за собственными тремя детьми; они послужили основой для разработки теории выделения стадий умственного развития детей, с которой до сих пор начинаются многие учебники по детской психологии.

Мы не знаем, что так заинтересовало молодого Пиаже в неправильных ответах детей еще в самом начале его карьеры психолога. Но приведем некоторые из его более поздних опытов, которые и сейчас может повторить каждый.

Перед ребенком (трех-шести лет) ставят два стакана с водой, один - низкий и широкий, другой - высокий и тонкий. В первом из них - вода. Второй пустой. Взрослый (или сам ребенок) переливает воду во второй стакан. Все происходит на глазах ребенка, но он, как правило, считает, что воды стало больше.

Перед ребенком выкладывают два ряда мелких предметов (пуговицы, детали конструктора, конфеты, кусочки шоколадок и пр.) и спрашивают, в каком ряду их больше.

После правильного ответа “Одинаково” предметы в нижнем ряду раздвигают.

Теперь ребенок считает, что в нижнем ряду предметов стало больше.

В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка можно наблюдать разные формы проявления описанных феноменов. Если у младших опыт может вызвать восторг (“Смотри, они /фигурки/ на весь стол!”), то у более старших - недоумение (“Я же сам воду переливал!”), попытки объяснения (“Это что, фокус какой-то?”), ухудшение настроения, сомнения и даже попытки “исправить ситуацию” (например, украдкой съесть конфету в верхнем ряду, чтобы их уже точно было меньше). Некоторые дети дают правильный ответ во втором опыте при небольшом количестве сравниваемых предметов (5-6), но начинают сомневаться и ошибаться, если их становится 10-12.

Жан Пиаже объяснял полученные результаты, говоря о таких свойствах психики дошкольников, как центрация и неумение сосредоточиться на изменениях. ЦЕНТРАЦИЯ - неумение воспринимать предметы или явления в целом. Для детей существует только одна сторона явления, например, уровень воды в стакане или длина ряда пуговиц.

НЕУМЕНИЕ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ИЗМЕНЕНИЯХ - неспособность уследить за тем, как объект меняется и переходит в другое состояние. Ребенок фиксирует в памяти устойчивые состояния - начальное и конечное, - но от него ускользает сам процесс преобразования. Поэтому он видит лишь конечный результат (в нашем примере - два ряда пуговиц, один из которых длиннее другого). С указанными свойствами связаны и некоторые особенности поведения детей в жизни, например, желание пить любимый сок из высокого стакана (его будет больше) или разрезать вкусное печенье на маленькие кусочки (его тоже станет больше, потому что больше кусочков).

Другие свойства детской психики отчетливо выявляются при разговоре на некоторые абстрактные темы. Приведем несколько подобных диалогов (выделенные реплики в наибольшей степени отражают суть феноменов). Вот фрагменты из разговора Пиаже с девятилетней Фрэн; время действия - 1920-е годы.

Фрэн, солнце движется?

Потому, что ОНО ХОЧЕТ СИЛЬНО СИЯТЬ.

Потому что иногда бывают леди и джентльмены, которые гуляют, и им приятно, когда хорошая погода.

СОЛНЦЕ ВИДИТ ИХ?

А когда мы идем, что оно делает?

ИНОГДА ОНО СМОТРИТ НА НАС, ИНОГДА ИДЕТ ЗА НАМИ.

Удивительно, как мало изменились дети за прошедшее столетие! Правда, возрастные границы открытых Пиаже феноменов несколько изменились. Приведем разговор с пятилетней Рикой.

Рика, почему солнце светит?

Чтобы было светло.

А зачем нужен свет?

Чтобы мы гуляли, чтобы можно было книжки читать, чтобы было тепло и мы никогда не болели.

А СОЛНЦЕ ЖИВОЕ?

ДА. ОНО НАС ВИДИТ, ОНО НАМ РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКИ, КАК ОНО ПОЖИВАЕТ. А ЕЩЕ ОНО НАС ЗАЩИЩАЕТ ОТ СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ…

Рика, почему едет машина?

Чтобы отвезти папу на работу, а меня в детский садик.

А еще для чего?

Чтобы поехать в лес и ПОГУЛЯТЬ С НАМИ.

Когда машина стоит на стоянке, что она делает?

Она ОТДЫХАЕТ ОТ ДЕЛ, СПИТ, чтобы потом У НЕЕ БЫЛИ СИЛЫ отвезти меня в “Макдоналдс”.

В ответах детей проявляется АНИМИЗМ - наделение неживой природы свойствами живого и разумного (машина отдыхает, набирается сил, солнце видит, ходит, рассказывает сказки). Источник анимизма Ж. Пиаже видит в том, что ребенок еще не научился выделять себя из окружающего мира и не знает в точности, что принадлежит ему (психическое, субъективное), а что - окружающему миру, объективному и материальному. Поэтому он не только неживое наделяет мыслями, чувствами, желаниями, но и психические явления (например, собственные сны) - свойствами объективного мира. Рассмотрим диалог с Севой (7 лет 10 месяцев):

Кто-нибудь может увидеть твои сны?

Мои сны никто не может увидеть, потому что у другого человека есть свои сны. МАМА МОЖЕТ. Только в животе. Я ВИДЕЛ МАМИНЫ СНЫ, КОГДА БЫЛ У НЕЕ В ЖИВОТЕ, потому что через пупок.

Ответы Севы требуют небольшого комментария. Мальчик находится в том возрасте, когда феномены Пиаже или исчезают или находятся на грани исчезновения. Поэтому он уверен, что “солнце о нас не думает, потому что оно неживая природа”. Ситуация же со снами достаточно сложная: чужие сны могут видеть только мама и ребенок, и только тогда, когда ребенок у мамы в животе. Но ведь все-таки могут!

Описанные феномены проявляются не только в отвлеченных беседах, но и в реальной жизни, становясь основой для детских страхов. Ребенок, не проводящий четких границ между живым и неживым, возможным и невозможным, сказкой и реальностью, может бояться неодушевленных предметов или сказочных персонажей. Более того, не видя границ между субъективным и объективным, между мыслью и действием, он порой боится даже того, что придумал сам, или, например, считает себя виновным в несчастном случае, происшедшем с кем-то из его близких, если ранее желал этому человеку зла. Даже в более старшем возрасте дети не всегда умеют четко провести грань между фантазией и реальностью и могут прослыть лжецами среди взрослых или сверстников. Еще одна особенность детского мышления проявилась в том месте беседы с Рикой, где она рассуждает, почему ездит машина (чтобы возить ее в детский садик, в лес и пр.). Вот еще один характерный фрагмент диалога с Владиком (пять с половиной лет).

ПОЧЕМУ НАСТУПАЕТ ЗИМА?

ПОТОМУ ЧТО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ КАТАТЬСЯ НА ГОРКЕ.

В этих примерах проявляется такое свойство детского мышления, как ЭГОЦЕНТРИЗМ - восприятие предметов и явлений лишь “через себя”, неспособность встать на чужую точку зрения. С возрастом постепенно формируется более объективная оценка. Как результат “остаточных явлений” эгоцентризма у некоторых детей может наблюдаться своеобразный “переворот причины и следствия” (например, “солнце светит, чтобы было светло”, “велосипед едет, чтобы не устать человеку” и т.п.).

Зная о том, что дошкольникам в той или иной степени присущ эгоцентризм, можно объяснить и предотвратить некоторые серьезные проблемы. Часто дети считают себя причиной того, что происходит вокруг них, даже если на самом деле это не имеет к ним непосредственного отношения (например, обвиняют себя в ссорах или разводе родителей, в болезнях близких родственников). Понимание подобных явлений и вовремя сделанное объяснение могут очень помочь детям.

Феномены Пиаже у современных детей к шести-восьми годам постепенно исчезают. По мере того как увеличивается жизненный опыт маленького человека, он больше узнает об окружающем мире и приобщается к школьному образованию. Теперь ему уже не надо сравнивать ряды предметов “на глазок”, он может просто их пересчитать. (Правда, остаются отдельные “рецидивы” вроде веры в Деда Мороза, сохраняющейся порой и у десяти-двенадцатилетних.) И все же мир детства не уходит из жизни безвозвратно. По его законам во многом построены сказки и мифы, сны и фантазии, на них основана вера в экстрасенсов и астрологию. Миром детства пронизаны многие сферы взрослой жизни, обладающие неуловимой притягательностью для каждого. О них частично пойдет речь в пятой главе.

Ключевые слова

PRESCHOOL TRAINING / PRESCHOOL TRAINING PROGRAMME "MY WORLD" / PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS FOR SCHOOL STUDIES / COGNITIVE PSYCHOLOGICAL PROCESSES / ATTENTION / MEMORY / IMAGINATION / INTELLECTION / ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ "МОЙ МИР" / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Колмогорова Л.С., Балабекян Е.С.

Анализ готовности детей к обучению в школе свидетельствует о наличии проблем в организации предшкольной подготовки . Несмотря на многочисленные исследования, эффективность различных форм подготовки дошкольников не выявлена. На основе анализа опыта педагогов-практиков и существующих программ предшкольной подготовки коллективом авторов (Л. С. Колмогорова, Л. А. Никитина, Л. И. Шварко, О. И. Давыдова, О. Р. Меремьянина) была разработана концепция предшкольной подготовки , на основе которой создана программа «Мой мир», ориентированная на предшкольную подготовку детей с 5,5 – 6 лет. Исходя из задачи выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоёв населения, возникает проблема выявления эффективности учебно-методического комплекта «Мой мир». С целью разрешения данной проблемы, в 2011 – 2016 гг. было проведено экспериментальное исследование на базе групп предшкольной подготовки школ и ДОУ г. Барнаул и г. Новосибирск. В исследовании использованы теоретические (анализ литературных источников) и эмпирические методы (тестирование, беседа-опрос, изучение продуктов деятельности). Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что уровень психологической готовности детей к обучению в школе повысился. Это подтверждает эффективность использования программы предшкольной подготовки «Мой мир» при организации деятельности старших дошкольников.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Колмогорова Л.С., Балабекян Е.С.

  • Динамика познавательных психических процессов в предшкольной подготовке детей в условиях детского сада и групп кратковременного пребывания в школе

    2014 / Колмогорова Людмила Степановна, Балабекян Елизавета Степановна
  • Актуальные проблемы взаимодействия родителей и педагогов в условиях предшкольного образования

    2018 / Буршит И.Е., Виневская А.В., Кочергина О.А.
  • Интеграция семейного и предшкольного образования ребёнка как первый этап реализации принципа непрерывности в обучении

    2018 / Рослякова Н.И., Кураева Д.А.
  • Проблема готовности детей к обучению в школе

    2017 / Балабекян Е.С.
  • Особенности содержания программ предшкольной подготовки и их роль в обеспечении непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста

    2011 / Баранова Ирина Евгеньевна
  • Обучение грамоте в преемственности дошкольной и начальной ступеней образования

    2017 / Макеева Светлана Григорьевна, Мартынова Елена Николаевна
  • Структурная модель подготовки учителя предшкольного образования

    2013 / Заграй О. И.
  • Формирование профессиональной компетентности педагога предшкольного образования в системе дополнительного образования

  • Условия формирования готовности студентов - будущих педагогов к реализации программ предшкольного образования

    2015 / Вахитова Галия Хамитовна
  • Проектирование индивидуальных планов работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения зрения

    2019 / Афанасьева Раиса Альбертовна, Меньшикова Татьяна Андреевна

PRESCHOOL TRAINING EXPERIENCE OF CHILDREN BY THE EXAMPLE OF “MY WORLD” PROGRAMME

The analysis of children’s preparedness for studying at school indicates the problems in preschool training organization. In spite of numerous investigations the effectiveness of different preschool children training forms is not discovered yet. On the basis of teaching experts’ experience and present preschool training programmes the conception of preschool training was developed by the authors’ group which included L. S. Kolmogorova, L. A. Nikitina, L. I. Shvarko, O. I. Davydova, O. R. Meremyanina. On the basis of this conception the programme “My World” oriented on preschool training of children aged from 5,5 – 6 was developed. Since the aim was to balance the starting opportunities for children from different social levels, it became necessary to check the effectiveness of the educational-methodical complete set “My World”. To solve this problem the experimental investigation was held in 2011 – 2016 on the basis of the groups for pre-school training of Barnaul and Novosibirsk schools and Children’s Educational Institutions. In the investigation theoretical (the analysis of the bibliography) and empirical (the testing, question-and-answer discussion, investigation of the activity) methods were used. The results of the experimental investigation show the increase of the children’s preparedness for school. This confirms the effectiveness of the preschool training programme “My world” during the activity of the elder pre-school children.

Текст научной работы на тему «Опыт предшкольной подготовки детей на примере программы «Мой мир»»

УДК 159.923+ 37.015.3

ОПЫТ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «МОЙ МИР»

Людмила С. Колмогорова " Елизавета С. Балабекян

1 Алтайский государственный педагогический университет, Россия, 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55 @1 [email protected] @2 elisaveta. 8 [email protected]

Поступила в редакцию 08.09.2016. Принята к печати 26.12.2016.

Ключевые слова: предшкольная подготовка, программа пред-школьной подготовки «Мой мир», психологическая готовность к обучению в школе, познавательные психические процессы, внимание, память, мышление, воображение.

Аннотация: Анализ готовности детей к обучению в школе свидетельствует о наличии проблем в организации предшкольной подготовки. Несмотря на многочисленные исследования, эффективность различных форм подготовки дошкольников не выявлена. На основе анализа опыта педагогов-практиков и существующих программ предшкольной подготовки коллективом авторов (Л. С. Колмогорова, Л. А. Никитина, Л. И. Шварко, О. И. Давыдова, О. Р. Меремьянина) была разработана концепция предшкольной подготовки, на основе которой создана программа «Мой мир», ориентированная на пред-школьную подготовку детей с 5,5 - 6 лет. Исходя из задачи выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоёв населения, возникает проблема выявления эффективности учебно-методического комплекта «Мой мир». С целью разрешения данной проблемы, в 2011 - 2016 гг. было проведено экспериментальное исследование на базе групп предшкольной подготовки школ и ДОУ г. Барнаул и г. Новосибирск. В исследовании использованы теоретические (анализ литературных источников) и эмпирические методы (тестирование, беседа-опрос, изучение продуктов деятельности). Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что уровень психологической готовности детей к обучению в школе повысился. Это подтверждает эффективность использования программы предшкольной подготовки «Мой мир» при организации деятельности старших дошкольников.

Для цитирования: Колмогорова Л. С., Балабекян Е. С. Опыт предшкольной подготовки детей на примере программы «Мой мир» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. С. 130 - 136. Б01: 10.21603/20788975-2017-1-130-136.

Анализ уровня подготовки детей к поступлению в школу подтверждает наличие проблем в организации развития, обучения и воспитания будущих первоклассников. Актуальность проблемы улучшения качества дошкольного образования подтверждается принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Введение ФГОС связано с тем, что в настоящее время появилась необходимость стандартизации содержания дошкольного образования для того чтобы, обеспечить всем детям равные стартовые возможности для успешного обучения в школе .

Особенность дошкольного возраста такова, что достижения детей данного возраста определяются не суммой определённых знаний, умений и навыков, а совокупностью качеств личности, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Одной из важных задач модернизации региональных систем дошкольного образования в условиях государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг. является повышение доступности дошкольного образования .

Анализ современной практики предшкольной подготовки детей на базе школы, детского сада, центров дополнительного образования обозначил проблемы:

Информационная перегрузка детей в дошкольном образовании;

Дублирование части учебных материалов начальной школы; перенос форм и методов обучения из школы в детский сад;

Ориентация педагога на принципы послушания, повторения, подражания;

Формализм в решении вопроса преемственности школьного и дошкольного образования в предшкольной подготовке (знаниевый компонент при приёме ребёнка в школу: навыки чтения, письма и счёта) и др. .

В этом контексте исследователи всё чаще рассматривают потенциальные возможности разнообразных направлений педагогической науки, различных концепций обучения. В современном мире существует множество исследований по проблеме подготовки детей к школьному обучению, в которых раскрывается понятие готовности к обучению в школе (Л. А. Венгер, Н. И. Гуткина, Е. Е. Кравцова, Я. Л. Коломинский, Н. Г. Салмина и др.); приводятся программы диагностики сформированности возрастных новообразований ребёнка, поступающего в первый класс (Г. Бардиер, Л. А. Венгер, Ю. З. Гильбух, Л. Л. Семаго и др.); предлагаются варианты работы с детьми, недостаточно готовыми к обучению (Г. В. Бурменская, О. А. Ка-рабанова, А. Г. Лидерс и др.). Несмотря на многочисленные исследования проблема готовности ребёнка к обучению в школе не получила своего решения .

На основе анализа опыта педагогов-практиков и существующих программ для старшего дошкольного возраста коллективом авторов (Л. С. Колмогорова, Л. А. Никитина, Л. И. Шварко, О. И. Давыдова, О. Р. Меремь-янина) была разработана концепция предшкольной подготовки, на основе которой создана программа «Мой мир», ориентированная на предшкольную подготовку детей с 5,5 - 6 лет.

Образовательная программа «Мой мир» используется для реализации предшкольной подготовки в Алтайском крае. Она прошла апробацию в рамках краевого эксперимента в образовательных учреждениях Алтайского края (2005 - 2010 гг.). Результаты признаны положительными .

С 2011 г. в г. Барнаул работает Федеральная экспериментальная площадка по апробации учебно-методического комплекта «Мой мир» (научный руководитель Л. С. Колмогорова).

В программе «Мой мир» реализован подход, учитывающий потребность в подготовке детей к новым условиям жизни, а также ценность всех периодов детства. В ней подготовка ребенка к школе воспринимается как аспект образования, а не как основная цель .

Программа «Мой мир» создана для педагогов (учителей начальной школы, воспитателей подготовительных групп дошкольных учреждений, педагогов учреждений дополнительного образования), осуществляющих пред-школьную подготовку детей, которые не посещают дошкольные образовательные учреждения . Программа может быть реализована в условиях подготовительных групп детского сада (ДОУ) и групп кратковременного пребывания ребёнка в образовательном учреждении.

«Цель программы - обеспечить преемственность становления базиса личностной культуры ребенка и актуализировать возможности детей, необходимые для их успешного вхождения в новое образовательное пространство» .

Задачи программы «Мой мир»:

1) создать условия для развития ребёнка в соответствии с возрастом;

2) способствовать становлению личностной культуры детей, её базиса ;

3) развивать психику ребенка, основные психические новообразования в соответствии с возрастом;

4) обеспечить хорошую психологическую и социальную адаптацию к новой образовательной среде;

5) формировать познавательную мотивацию и предпосылки учебной деятельности;

6) обеспечить профилактику противоречий в развитии личности и корректировку неблагоприятных линий развития её познавательной и эмоционально-волевой сфер .

Теоретико-методологической основой построения программы является культурно-историческая теория Л. С. Выготского - учение о развитии сложноорганизо-ванных психических процессов ребёнка во время освоения им ценностей культуры, опосредованного взаимодействия и общения его со взрослым. Данная теория продолжала развиваться в трудах его последователей и учеников: Л. А. Венгера, Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой, В. В. Рубцова, Н. Г. Салминой, Л. Ф. Обуховой и др.

явления, понимание себя. В этом плане программа «Мой мир» основывалась на концепции дошкольного воспитания, разработанной Е. В. Бодровой, В. В. Давыдовым, В. А. Петровским, Р. Б. Стеркиной и др.

В основу выбора содержания предшкольной подготовки по программе «Мой мир» легла позиция В. Т. Кудрявцева о культурно-исторической и психической особенности современного типа детства, для которого характерна функция освоения ребёнком уже сложившихся общечеловеческих способностей и порождения новых форм, отсутствующих у взрослых) .

Программа «Мой мир» предполагает развитие детей по следующим направлениям:

Развитие познавательных психических процессов и активности;

Становление личностной культуры ребенка;

Формирование интереса и потребности к совместным занятиям с сверстниками;

Развитие умений управлять своим поведением и преодолевать трудности;

Развитие инициативы, соподчиненности мотивов поведения, самостоятельности;

Развитие адекватной самооценки ребенка;

Формирование коммуникативно-поведенческой рефлексии;

Воспитание культуры чувств и эмоций .

Программа «Мой мир» включает в себя разделы:

1. Я в мире людей - вхождение в новую образовательную среду («Давайте познакомимся», «Все мы разные», «Азбука общения» и др.) .

2. Я в мире прекрасного - формирование представлений о красивом в окружающей действительности, в поступках людей, отношениях между людьми и природой («Красота во мне и вокруг меня», «Я в мире красок», «Азбука прекрасного» и др.) .

3. Я в мире природы - формирование представлений о месте человека в природе, его взаимоотношений с окружающим миром, формирование экологической культуры («Моя живая планета», «Я дружу с природой», «Экологическая азбука» и др.) .

4. Я в мире знаний - вхождение детей в познание как особый вид деятельности, позволяющий открывать новое вокруг себя и в себе («Я познаю мир», Я в мире книг», «Я в мире чисел» и др.) .

5. Развиваем восприятие, внимание, мышление, память, воображение.

6. Готовим пальчики к письму и рисуем.

Первые четыре раздела раскрывают содержание образовательных областей (Человек. Рукотворный мир. Природа. Общество.), а 5 - 6 разделы являются сквозными и реализуются в содержании первых разделов.

Занятия носят комбинированный характер и проводятся, как правило, два-три раза в неделю по четыре занятия в день (каждое - 25 - 30 минут) в зависимости от модели образовательного учреждения, осуществляющего подготовку.

Таким образом, исходя из задачи корректировки стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, возникает проблема выявления результативности учебно-методического комплекта «Мой мир», который включает программу, методические рекомендации для педагогов и рабочие тетради для детей.

Эксперимент проводился в 2011 - 2016 гг. на базе групп подготовки к школе МБОУ «Лицей № 122», МБОУ «Лицей № 121», МБОУ СОШ № 97, МБОУ СОШ № 91, ДОУ Детский сад № 239 г. Барнаул (выборка 1 -181 человек). К экспериментальной выборке относятся дети, которые либо посещают только группу подготовки при школе, либо готовятся к школе в подготовительной группе детского сада. В качестве контрольной группы мы рассматривали детей, посещающих и группы предшкольной подготовки на базе МАОУ «Лицей № 176» г. Новосибирска, МБОУ «Лицей № 122» г. Барнаула и детский сад (выборка 2 - 134 человека).

В ходе экспериментальной работы проверялась гипотеза: осуществление на практике программы предшколь-ной подготовки «Мой мир» позволит обеспечить организацию работы по выравниванию стартовых возможностей будущих школьников и их успешного выхода на новый образовательный уровень, что создаст базу для успешной социальной и психологической адаптации ребёнка к новым условиям жизни.

Экспериментальное исследование было организовано в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента проведена диагностика уровня готовности к школе старших дошкольников, с использованием методик диагностической программы «Готовность к школе» Л. С. Колмогоровой . Методики, из которых состоит программа, позволяют дать качественную характеристику психологической готовности ребенка к школьному обучению, так как не являются тестами.

Диагностическая программа Л. С. Колмогоровой включает следующие методики:

Вводная диагностическая беседа с ребёнком (способность ориентироваться во времени и пространстве, уровень мотивационной готовности к школе и кругозор ребёнка);

Графический диктант (умение ориентироваться на образец, произвольность внимания, сенсомоторная координация, тонкая моторика руки);

Внимание и наблюдательность;

Восприятие и понимание содержания текста (особенности понимания детьми смысла предложенных им рассказов);

Опосредованное запоминание (способность ребенка к использованию средств («пиктограмм») при запоминании, характер устанавливаемых ассоциаций, лаконичность средств, степень владения обобщающими понятиями, умение планировать свои действия);

Осмысленное запоминание (запоминание пар логически связанных между собой слов);

Операции анализа, сравнения и обобщения в вербальной и невербальной формах («Четвёртый лишний»);

Особенности воображения;

Умозаключения по аналогии (умение строить умозаключения по аналогии на невербальной основе (фрагмент теста Равена);

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека .

По каждой методике на основании процентного выполнения заданий нами были определены уровни готовности к обучению в школе.

Высокий уровень - (65 % и > выполненных заданий) -85 баллов и выше.

Ребенок, имеющий высокий уровень готовности к школе, преследует социальный мотив учения, у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Такой дошкольник имеет определенный словарный запас и грамотную обиходную речь. Он владеет навыками опосредованного и осмысленного запоминания, способен понимать обращенную к нему речь, смысл предложенных рассказов; отвечать на вопросы, относящиеся к себе и своей семье; ориентироваться во времени и пространстве.

У будущего первоклассника должны быть сформированы следующие умения:

Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу;

Умение планомерно овладевать предметами и явлениями, выделять их разнообразные свойства, находить недостающие детали, выделять лишние предметы;

Умение связано, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило;

Умение четко воспринимать и произносить речевые звуки.

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

Дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость);

Концентрация внимания;

Аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;

Логическое запоминание;

Сенсомоторная координация;

Умение воспроизводить образец;

Развитие тонких движений руки.

Средний уровень - (40 % выполненных заданий) -53 - 84 балла.

Низкий уровень - (39 % и < выполненных заданий) -0 - 52 балла.

В итоге проведения диагностической программы были получены следующие результаты: на констатирующем этапе высокий уровень готовности к школьному обучению показали 35 дошкольников, что составляет 11 % всей выборки (выборка - 315 испытуемых), низкий уровень - 95 человек (30 %), средний уровень -185 дошкольников (59 %).

Затем педагогами и психологами экспериментальных групп (ЭГ) предшкольной подготовки был проведён формирующий этап эксперимента по программе «Мой мир». Дети контрольной группы (КГ) не принимали участия в экспериментальном обучении.

После формирующего этапа была проведена контрольная диагностика по программе «Готовность к школе». Проанализировав полученные данные, мы можем сделать вывод, что количество испытуемых с высоким уровнем готовности к обучению в школе увеличилось до 159 человек (50 % всей выборки), средний уровень был выявлен у 145 дошкольников (46 %), низкий -у 11 человек (8 %). Результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования представлены в рис. 1.

Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу исследования, нами были проанализированы показатели экспериментальной и контрольной групп детей отдельно.

Контрольный этап эксперимента позволяет сделать вывод о том, что количество дошкольников ЭГ с высоким уровнем психологической готовности к обучению в школе увеличилось на 53 %. На констатирующем этапе высокий уровень был выявлен у 12 человек (6 %), а на контрольном количество испытуемых с данным уровнем готовности к школе увеличилось до 107 человек (59 %). Количество учащихся со средним уровнем готов-

ности стало меньше на 18 % (констатирующий этап -59 %, 106 испытуемых; контрольный этап - 41 %, 74 человека). Испытуемых с низким уровнем не было выявлено (на констатирующем этапе - 35 %, 63 дошкольника). Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования представлен в рис. 2.

Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень

□ Констатирующий этап ■ Контрольный этап

Рис. 1. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования Fig. 1. The comparison of the results of the summative and check stage of the formative assessment

По итогам двух этапов исследования в КГ были получены результаты, представленные на рис. 3.

Количество детей КГ с высоким уровнем увеличилось на 22 % (констатирующий этап - 17 %, 23 дошкольника; контрольный этап - 39 %, 52 человека), со средним уровнем стало меньше на 6 % (констатирующий этап - 59 %, 79 испытуемых; контрольный этап -53 %, 71 человек), с низким уровнем - меньше на 16 % (констатирующий этап - 24 %, 32 дошкольника; контрольный этап - 8 %, 11 испытуемых).

Если сравнить результаты констатирующего этапа эксперимента, то видим, что испытуемых с высоким

уровнем на 11 % больше в контрольной группе, со средним уровнем по 59 % в контрольной и экспериментальной группах. Детей с низким уровнем готовности к обучению в школе на 11 % больше в ЭГ. Результат представлен в рис. 4.

В результате контрольного этапа эксперимента, количество дошкольников ЭГ с высоким уровнем психологической готовности к обучению в школе стало на 20 % больше, испытуемых с низким уровнем на 11 % и средним уровнем на 12 % меньше, чем в КГ контрольного этапа эксперимента.

Рис. 2. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования (ЭГ) Fig. 2. The comparison of the results of the summative and check stage of the formative assessment (Experimental Group)

Рис. 3. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования (КГ) Fig. 3. The comparison of the results of the summative and check stage of the formative assessment (Check Group)

Рис. 4. Сравнение результатов ЭГ и КГ констатирующего этапа экспериментального исследования Fig. 4. The comparison of the results of the EG and CG summative stage of the formative assessment

Рис. 5. Сравнение результатов ЭГ и КГ контрольного этапа эксперимента

Fig. 5. The comparison of the results of the EG and CG check stage of the formative assessment

Сравнительный анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования представлен на рис. 5.

Результаты диагностики готовности детей к обучению в школе свидетельствуют о важности предшкольной подготовки. Предшкольное образование содержит различные направления, способствующие формированию

мотивации и развитию качеств, необходимых в процессе обучения. Для организации и научно-обоснованного содержания дошкольного образования разрабатываются программы предшкольной подготовки, способствующие формированию готовности детей к обучению в школе. На основе анализа программ было выдвинуто предположение о том, что благодаря систематическим занятиям

с использованием комплекта учебно-методических материалов «Мой мир» можно повысить уровень психологической готовности детей к обучению в школе.

Опираясь на анализ полученных данных, мы определили, что по итогам формирующего этапа эксперимента уровень психологической готовности детей к школьному обучению повысился в обеих группах выборки. Следует отметить, что готовность к школе подвергалась определённой динамике, как положительной, так и отрицательной. В большинстве случаев психологическая готовность к школе претерпевала положительную динамику (сильнее представлена в ЭГ). Отрицательная динамика была выявлена у некоторых детей КГ с высоким уровнем готовности.

Готовность ребёнка к обучению в школе обусловливает уровень развития познавательных процессов, так как центральным новообразованием дошкольника является стремительное развитие познавательной сферы. Поэтому, с целью выявления динамики познавательных психических процессов дошкольников (память, внимание, мышление, воображение), нами были проанализированы результаты по некоторым методикам из диагностической программы «Готовность к школе». Динамика познавательных процессов была ярко выражена как в группе кратковременного пребывания в школе, так и в подготовительной группе ДОУ. Это подтверждает эффективность использования средств по развитию познавательных психических процессов программы предшкольной подготовки «Мой мир» при организации деятельности

старших дошкольников. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза нашла подтверждение.

На основе полученных групповых и индивидуальных результатов каждого дошкольника с целью повышения уровня психологической готовности детей к обучению в школе была организована консультационная работа с родителями и педагогами. Для родителей старших дошкольников подготовлены рекомендации по воспитательной и развивающей работе с ребёнком, которые позволяют повысить уровень их психолого-педагогической грамотности.

Необходимо помнить о том, что, если недостатки и упущения в развитии ребенка раннего и младшего дошкольного возраста из-за отсутствия или несовершенства дошкольного образования можно исправить, то недостаточный уровень развития ребенка старшего дошкольного возраста влечет за собой серьезные проблемы на этапе школьного обучения. По этой причине наиболее эффективна пропедевтика проблем развития в дошкольном возрасте.

Перспективными направлениями изучения проблемы готовности детей к школьному обучению считаем следующие: выявление возможных причин неготовности ребёнка к обучению в школе; создание оптимальных социально-педагогических и психологических условий, обеспечивающих позитивную динамику познавательных психических процессов в период предшкольной подготовки детей.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.

2. О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы. Постановление правительства Российской Федерации № 71 от 29 января 2015 г. Опубликовано: 4 февраля 2015 г. на интернет-портале «Российской Газеты». Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/02/04/doshkolyata-site-dok.html (дата обращения: 04.02.2015).

3. Никитина Л. А., Колмогорова Л. С, Шварко Л. И., Давыдова О. И., Меремьянина О. Р., Горбунова В. Н., Тюме-нева Е. А., Зарубина С. П. Методические материалы предшкольной подготовки детей по программе «Мой мир». Барнаул: БГПУ, 2005. 186 с.

4. Колмогорова Л. С., Никитина Л. А., Шварко Л. И., Давыдова О. И., Меремьянина О. Р. Программа «Мой мир»: Базис личностной культуры детей 5 - 6 лет. Барнаул: БГПУ, 2007. 60 с.

5. Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения: сборник научных статей / под ред. Л. С. Колмогоровой. Барнаул: АлтГПА, 2010. 461 с.

6. Майер А. А., Колмогорова Л. С., Никитина Л. А., Шварко Л. И., Давыдова О. И. Вариативные модели пред-школьной подготовки детей на региональном уровне: коллективная монография. Барнаул: АлтГПА, 2012. 234 с.

7. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 9. С. 48 - 69.

8. Колмогорова Л. С., Меремьянина О. Р. Мой мир. Я в мире людей: рабочая тетрадь № 1. 4-е изд., доп. Барнаул: АлтГПА, 2010. 60 с.

9. Шварко Л. И., Никитина Л. А. Мой мир. Я в мире прекрасного: рабочая тетрадь № 2. Барнаул: БГПУ, 2005. 75 с.

10. Давыдова О. И., Горбунова В. Н., Тюменева Е. А. Мой мир. Я в мире природы: рабочая тетрадь № 3. Барнаул: БГПУ, 2005. 67 с.

11. Никитина Л. А., Демина Е. С. Мой мир. Я в мире знаний: рабочая тетрадь № 4. 3-е изд., доп. Барнаул: БГПУ, 2007. 72 с.

PRESCHOOL TRAINING EXPERIENCE OF CHILDREN BY THE EXAMPLE OF "MY WORLD" PROGRAMME

Ludmila S. Kolmogorova " , Elizaveta S. Balabekyan

1 Altai State Pedagogical University, 55, Molodezhnaja St., Barnaul, Russia, 656031 @1 [email protected] @2 elisaveta. 8 [email protected]

Received 08.09.2016. Accepted 26.12.2016.

Keywords: preschool training, preschool training programme "My World", psychological preparedness for school studies, cognitive psychological processes, attention, memory, imagination, intellection.

Abstract: The analysis of children"s preparedness for studying at school indicates the problems in preschool training organization. In spite of numerous investigations the effectiveness of different preschool children training forms is not discovered yet. On the basis of teaching experts" experience and present preschool training programmes the conception of preschool training was developed by the authors" group which included L. S. Kolmogorova, L. A. Nikitina, L. I. Shvarko, O. I. Davydova, O. R. Meremyanina. On the basis of this conception the programme "My World" oriented on preschool training of children aged from 5,5 - 6 was developed. Since the aim was to balance the starting opportunities for children from different social levels, it became necessary to check the effectiveness of the educational-methodical complete set "My World". To solve this problem the experimental investigation was held in 2011 -2016 on the basis of the groups for pre-school training of Barnaul and Novosibirsk schools and Children"s Educational Institutions. In the investigation theoretical (the analysis of the bibliography) and empirical (the testing, question-and-answer discussion, investigation of the activity) methods were used. The results of the experimental investigation show the increase of the children"s preparedness for school. This confirms the effectiveness of the preschool training programme "My world" during the activity of the elder pre-school children.

For citation: Kolmogorova L. S., Balabekyan E. S. Opyt predshkol"noi podgotovki detei na primere programmy «Moi mir» . Bulletin of Kemerovo State University, 2017; (1): 130 - 136. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2017-1-130-136.

1. Federal"nyi gosudarstvennyi obrazovatel"nyi standart doshkol"nogo obrazovaniia . Moscow: Tsentr pedagogicheskogo obrazovaniia, 2014, 32.

2. Opredostavlenii i raspredelenii v 2015 godu subsidii iz federal"nogo biudzheta biudzhetam sub "ektov Rossiiskoi Federatsii na modernizatsiiu regional"nykh sistem doshkol"nogo obrazovaniia v ramkakh podprogrammy "Razvitie doshkol"nogo, obshchego i dopolnitel"nogo obrazovaniia detei" gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii "Razvitie obrazovaniia" na 2013 -2020 gody . Decree of the Government of the Russian Federation from 29th January 2015. Available at: http://www.rg.ru/2015/02/04/doshkolyata-site-dok.html (accessed 04.02.2015).

3. Nikitina L. A., Kolmogorova L. S, Shvarko L. I. Davydova O. I., Merem"ianina O. R., Gorbunova V. N., Tiumeneva E. A., Zarubina S. P. Metodicheskie materialy predshkol"noi podgotovki detei po programme «Moi mir» . Barnaul: Publ. BSPU, 2005, 186.

4. Kolmogorova L. S., Nikitina L. A., Shvarko L. I., Davydova O. I., Merem"ianina O. R. Programma «Moi mir»: Bazis lichnostnoi kul"tury detei 5- 6 let . Barnaul: BSPU, 2007, 60.

5. Predshkol"naia podgotovka detei: soderzhanie, formy, problemy i puti ikh resheniia: sbornik nauchnykh statei . Ed. Kolmagorova L. S. Barnaul: AltSPA, 2010, 461.

6. Maier A. A., Kolmogorova L. S., Nikitina L. A., Shvarko L. I., Davydova O. I. Variativnye modeli predshkol"noi podgotovki detei na regional"nom urovne . Barnaul: AltSPA, 2012, 234.

7. Kontseptsiia doshkol"nogo vospitaniia . Doshkol"noe vospitanie = Pre-school education, no. 9 (1989): 48 - 69.

8. Kolmogorova L. S., Merem"ianina O. R. Moi mir. Ia v mire liudei: rabochaia tetrad" № 1 . 4th ed. Barnaul: AltSPA, 2010, 60.

9. Shvarko L. I., Nikitina L. A. Moi mir. Ia v mire prekrasnogo: rabochaia tetrad" № 2 . Barnaul: BSPU, 2005, 75.

10. Davydova O. I., Gorbunova V. N., Tiumeneva E. A. Moi mir. Ia v mire prirody: rabochaia tetrad" № 3 . Barnaul: BSPU, 2005, 67.

11. Nikitina L. A., Demina E. S. Moi mir. Ia v mire znanii: rabochaia tetrad" № 4 . 3th ed. Barnaul: BSPU, 2007, 72.

1.1. Настоящее Положение определяет цель и порядок проведения Городского конкурса образовательных проектов «Мир дошкольника – первый опыт» (далее ˜– Конкурс).

1.2. Конкурс объявляется ГБОУ Городским методическим центром Департамента образования города Москвы.

1.3. Подготовка и проведение Конкурса осуществляется ГБОУ Городским методическим центром.

1.4. Для организации и проведения конкурса создается оргкомитет.

1.5. Конкурс образовательных проектов педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, проводится в рамках Городского образовательного проекта «Необычное в обычном».

1.6. Конкурс направлен на реализацию задач развития системы образования, сформулированных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 гг.) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")».

2. Цели проведения

Поддержка и трансляция лучших профессиональных практик, реализация Федеральных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования в образовательных организациях города Москвы.

3. Задачи Конкурса

3.1. Выявление лучших практик дошкольного образования.

3.2. Содействие вариативности содержания образовательных программ дошкольного образования в образовательных организациях.

3.3. Реализация творческого потенциала педагогов образовательных организаций.

3.4. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

3.5. Повышение компетентности родителей в вопросах образования детей дошкольного возраста.

4. Организатор и оргкомитет Конкурса

4.1. Организатором Конкурса является Городской методический центр Департамента образования г. Москвы.

4.2. Оргкомитет Конкурса:

  • Лебедева М. В. – директор Городского методического центра Департамента образования г. Москвы;
  • Бородин М. В. – заместитель директора Городского методического центра Департамента образования г. Москвы;
  • Суркова Е. П. – старший методист Городского методического центра Департамента образования г. Москвы;
  • Егорова Т. И. – методист Городского методического центра Департамента образования г. Москвы.

4.3. Оргкомитет Конкурса:

  • организует регистрацию участников Конкурса;
  • формирует жюри Фестиваля и организует работу экспертов;
  • утверждает итоги Фестиваля;
  • организует награждение победителей.

5. Участники Конкурса

5.1. Участниками Конкурса могут стать коллективы и отдельные педагоги образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования.

5.2. Регистрация участников Конкурса с размещением краткой аннотации методической разработки производится на сайте .

6. Номинации Конкурса

6.1. Конкурс проводится в следующих номинациях:

  • «Здоровьеформирующие технологии в дошкольном образовании»;
  • «Игра в непрерывной образовательной деятельности»;
  • «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»;
  • «Технологии формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста»;
  • «Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»;
  • «Речевое развитие детей дошкольного возраста»;
  • «Интеллектуальные викторины для детей дошкольного возраста»;
  • «Технологии трудового обучения детей дошкольного возраста»;
  • «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»;
  • «Информационно-коммуникативные технологии в непрерывной образовательной деятельности»;
  • «Проектная деятельность детей дошкольного возраста»;
  • «Методическое сопровождение педагогов в образовательной организации»;
  • «Социализация детей дошкольного возраста»;
  • «Модель психолого-педагогического сопровождения адаптации детей дошкольного возраста»;
  • «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»;
  • «Дополнительное образование детей дошкольного возраста».

6.2. Участник Конкурса может принять участие в нескольких номинациях.

6.3. К участию в Конкурсе принимаются работы, соответствующие тематике номинаций, отражающие технологии реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и являющиеся результатом методической, проектной или исследовательской деятельности авторов работы.

6.4. Конкурсные материалы должны быть оформлены согласно регламенту, опубликованному на сайте Конкурса.

6.5. Представленные на Конкурс материалы не возвращаются, рецензии на них не высылаются.

6.6. Публикация представленных на Конкурс работ производится только с согласия автора и при условии соблюдения законодательства об авторском праве.

7. Порядок и сроки проведения

7.2. Первый этап (заочный) включает отбор и экспертизу конкурсных материалов. В рамках мероприятий первого этапа Конкурса проводятся заочная экспертиза представленных материалов и отбор лучших для второго этапа. Участники самостоятельно загружают материалы конкурсных работ с 1 октября 2016 года по 1 апреля 2017 года в информационную систему на сайте: .

7.3. Для участия в Конкурсе участники предоставляют следующие материалы:

1) Пояснительную записку;

Пояснительная записка должна содержать:

  • наименование методической разработки, фамилию, имя, отчество автора, место работы, должность, контактный телефон;
  • краткое содержание методической разработки;
  • список использованной литературы;
  • ссылку на интернет-ресурсы.

2) Методическую разработку.

7.3. Второй этап (очный) предполагает публичное представление конкурсной работы, которое состоится 24 мая 2017 года на опорной площадке Конкурса.

8. Критерии оценивания работ

8.1. Заочная экспертиза и оценка публичного представления конкурсных работ производятся на основании следующих критериев:

  • соответствие содержания работы заявленной теме;
  • возможность использования в профессиональной деятельности для обеспечения образовательных результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • авторство работы;
  • оригинальность работы.

9. Подведение итогов Конкурса и награждение

9.1. Победители Конкурса определяются по номинациям.

9.2. Победители награждаются дипломами.

10. Ответственные организаторы Конкурса

Суркова Елена Пантелеевна, старший методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ, электронная почта: ;

Галина Коденцова
Проект «Первые эксперименты»

Проект «Первые эксперименты »

Актуальность.

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, игрушки, растения, вода, камни и многое другое – вызывает у него интерес. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон.

Работая с малышами нашей группы, мы обратили внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей раннего развития – детское экспериментирование . Экспериментальная деятельность , наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.

Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. В этом и заключается актуальность нашей деятельности по экспериментированию в младшей группе .

Нам очень хочется, чтобы дети росли любознательными, самостоятельными, творческими. А это во многом зависит от нас. Ребёнок раннего возраста уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности.

В процессе игр-экспериментов дети узнают , как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т. к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус.

В процессе экспериментирования каждый ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем.

Цель : Дать элементарные знания о свойствах некоторых предметов и веществ, познакомить с простейшими экспериментами .

Задачи :

Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру;

Развивать его любознательность;

Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать ;

Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представление о некоторых свойствах предметов, вещей, материалов;

Выражать словами свои ощущения, впечатления, свойства и признаки материалов, предметов.

Планируемый результат.

Дети в процессе экспериментирования освоят новые способы действий со знакомыми объектами, которые меняют свои свойства в результате взаимодействия;

У детей сформируются основы поисковой деятельности и эстетического восприятия природы, чувство прекрасного от процесса и результатов деятельности.

Активное включение детей в исследовательскую деятельность поспособствует развитию любознательность, всех видов восприятия (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, логического мышления, устойчивого внимания.

Стимулирование развитие активной речи.

Воспитателям – поможет в организации исследовательско-познавательной работы в группах младшего дошкольного возраста.

Родители смогут понять важность, необходимость «делания открытий с ребенком» , «фокусов» , «чудес» через экспериментирование ,значение этого для познавательного развития ребенка (его речи, логического мышления, воображения, восприятия)

Тип проекта . Познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Состав участников. Дети первой младшей группы №3 (6 девочек и 7 мальчиков, воспитатели, родители.

Формы и методы реализации проекта с детьми : непосредственно-образовательная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность , беседы, дидактические игры, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.

Формы и методы реализации проекта с родителями : беседы, оформление наглядной информация для родителей.

Этапы реализации проекта :

1 этап. Подготовительный.

Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты;

Подбор материалов для реализации проекта ;

Подбор и приобретение материалов для экспериментирования ;

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

Оформление уголка экспериментов ;

Беседы с родителями.

2 этап. Основной (практический) .

Создание предметно-развивающей среды для ознакомления со свойствами воды, камня, дерева.

Подбор иллюстраций о временах года, о нахождение воды, камней, дерева в природе и бытовой жизни людей;

Выполнение НОД с элементами опытов и экспериментов ;

Проведение занятий по художественно-эстетическому развитию, бесед;

Разучивание потешек о воде;

3 этап. Заключительный.

Фотоотчет об экспериментальной деятельности воспитанников младшей группы;

Обсуждение итогов и анализ работ.

Реализация проекта :

Образовательная область «Речевое развитие» .

Чтение и разучивание потешек о воде «Водичка, водичка» , «Дождик, дождик, кап-кап-кап» ; чтение стихотворения : «Дождь, дождь» , «Мойдодыр» , «Снег, да снег» , чтение сказки : «Росинка» ;

Подборка иллюстраций о временах года, рассматривание и обсуждение их. Образовательная область «Познавательное развитие» .

Расширение кругозора и развитие познавательно-исследовательской деятельности в природе :

Наблюдение за сезонными изменениями природы во время прогулок (за снегопадом, инеем на деревьях, за морозными узорами на окнах, за льдом и лужами, за каплями с крыш и веток деревьев)

Опытническая деятельность с камнем, деревом и водой.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Дидактические игры «Чудесный мешочек» .

Беседы о дереве в лесу и дома, беседа «Где живет капелька» .

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование по мокрой бумаге «Веселые рисунки» , рисование «Разноцветная вода» .

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры «Облака» , «Легкие-тяжелые» , «Солнышко и дождик» .

Дыхательная гимнастика «Ветерок» .

Культурно- -гигиенические навыки : продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями и смывать водой.

Выводы и результативность.

Дети достигли развития мыслительных способностей;

Дети познакомились со свойствами воды (тёплая, холодная, прозрачная, безвкусная, камня (холодный, твердый, тяжелый) через экспериментальную деятельность ;

Закрепили названия осадков (дождь, снег, метель) .

Продукты проекта . Консультация «Эксперименты на кухне » , «Познаем природу» (через наблюдения при прогулке с мамой) .

Фотоотчет об экспериментальной деятельности воспитанников первой младшей группы .



Поделиться