Пантелеев Алексей. Ленька Пантелеев. ОМ.В.84 Поднимается по лестнице, держась одной рукой за перила и другой за вашу руку, наступает на каждую ступеньку двумя ногами Уход за лестницами

На предприятии участились случаи падения работников на лестничных пролётах. Лестница, перила и покрытие соответствуют действующим нормам и правилам. В локальный нормативный акт предприятия внесено требование обязательно держаться за перила. Возможно ли привлечь к дисциплинарной ответственности работников, которые передвигаются по лестничным пролётам и не держатся за перила, за невыполнение требований локального нормативного акта предприятия? Если да, то как поступать с работниками, которые переносят материалы и в силу их габаритности (у них заняты обе руки)? Как поступать, когда перила с одной стороны, а движение происходит в обоих направлениях, т.е. подъем и спуск одновременно? Лифты в здании отсутствуют.


Да, возможно, поскольку правильный спуск и подъем по лестнице могут являться, например, одними из положений по технике безопасности при спуске/подъеме на лестнице, за нарушение которых виновные работники могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Если существуют случаи, при которых невозможно будет держаться при спуске/подъеме по лестнице за перила, то для них можно сделать исключения и указать их в локальном нормативном акте организации (например, в правилах внутреннего трудового распорядка).

Если движение происходит в обоих направлениях, а перила на лестнице только с одной стороны, то такой случай также можно указать как исключение.

Рекомендуем Вам также проводить обучение (в том числе инструктаж по охране труда) работников по правильному и безопасному спуску/подъему по лестнице, закрепив это в локальном нормативном акте организации (например, в положении о безопасных методах и приемах выполнения работ).

Правовое обоснование:

Согласно ч. 1 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии с ч. 4 ст. 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Согласно абз. 2-4 ч. 2 ст. 21 ТК РФ работник обязан:

Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка

Соблюдать трудовую дисциплину.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Согласно абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Как только малыш начнет ходить, его можно учить подниматься по ступеням на ногах. Это потребует от него умения сохранять равновесие на одной ноге, что само по себе важно для уверенной ходьбы.

Как оценить

Оборудование: Лестничный марш из шести ступенек с перилами; желательно, чтобы высота ступенек была ниже коленок ребенка. Перила должны быть высотой примерно на уровне его плеч.

Способ: Возьмите малыша за одну руку, а другую его руку положите на перила. Попросите его подняться по ступеням.

Результат положительный , если ребенок поднимается по лестнице из шести ступенек, держась одной рукой за перила, а другой - за вашу руку. На этом этапе он может вставать на каждую ступеньку двумя ногами.

Как учить

Поставьте малыша перед лестницей, а сами встаньте сзади него и положите одну его ручку на перила, придерживая ее сверху (ребенок должен держаться за перила впереди себя). Пусть другой рукой он возьмется за вашу руку. Если он держится за перила правой рукой, помогите ему согнуть левую ногу и поставить ее на ступеньку (для этого вам придется снять с перил свою руку!). Затем снова положите свою руку сверху его правой ручки, а другой рукой потяните его вперед так, чтобы он перенес вес своего тела на левую ножку. Похвалите его старания словами: “Вот молодец! Ты шагнул на ступеньку!”, и повторите это упражнение еще несколько раз.

Когда он научится координировать свои движения, потяните его за руку вперед так, чтобы он встал на ступеньку одной ногой и подождите, пока он не приставит к ней другую ногу. Передвиньте вверх по перилам его ручку, и снова потяните его вперед за другую руку.

Следующий шаг состоит в том, чтобы позволить малышу самому передвигать свою ручку по перилам. При этом необходимо, чтобы он держался за перила впереди себя. Вначале он будет забывать про эту руку и оставлять ее сзади. Напоминайте ему об этом, слегка похлопывая по ручке и подсказывая: “Передвинь ручку вперед”. Время от времени меняйте руку, которой малыш держится за перила.



Следите за тем, чтобы при подъеме на лестницу центр тяжести ребенка и рука, которой он держится за перила, всегда находились чуть впереди его ног.

ОМ.В.99 Сам поднимается по лестнице, держась одной рукой за перила и ставя на каждую ступеньку обе ноги

Такой способ подъема по лестнице является дальнейшим усложнением предыдущего и предъявляет к малышу повышенные требования - он должен быть более уверен в себе, и его ножки должны быть более сильными.

Как оценить

Оборудование:

Способ: Попросите вашего ребенка подняться по лестнице.

Результат положительный , если малыш сам поднимается по лестнице, держась за перила только одной рукой. При этом он может ставить на каждую ступеньку обе ноги.

Как учить

К этому времени ваш ребенок уже должен уметь подниматься по ступенькам, держась одной рукой за вашу руку и сам передвигая другую ручку по перилам. Поэтому теперь старайтесь как можно меньше поддерживать его за руку. Используйте для этой цели все предыдущие приемы, направленные на развитие у ребенка большей самостоятельности - теперь вы и сами уже многому научились! Пусть теперь не малыш держится за вашу руку, а вы держите его за запястье, и вам с ним придется преодолеть много ступенек, пока он не привыкнет к такой форме поддержки. Постепенно все меньше помогайте ему, пока ребенок не перестанет опираться на вашу руку или тянуть за нее. Когда вы почувствуете, что малышу больше не нужна ваша помощь, отпустите свою руку и просто возьмите его за рукав. Это будет уже чисто символическая поддержка, но она придаст ребенку больше уверенности, так как он знает, что вы рядом и поможете ему, если будет нужно. И, наконец, просто поднимайтесь вместе с малышом по лестнице, вообще не дотрагиваясь до него. Через некоторое время он больше не будет беспокоиться о том, что вас нет рядом с ним, когда он поднимается по лестнице.

ОМ.В.100 Спускается по лестнице, держась одной рукой за перила и другой за вашу руку, наступает на каждую ступеньку обеими ногами

Еще долгое время после того, как ваш малыш научится сам подниматься по лестнице, он будет продолжать спускаться по ней на четвереньках. Как правило, это происходит не от неумения, а просто оттого, что он привык это делать, и от недостаточной уверенности в себе. Цель обучения данному навыку как раз и состоит в том, чтобы развить в нем эту уверенность.

Как оценить

Оборудование: Такой же лестничный марш, как и в ОМ.В.84.

Способ: Возьмите малыша за руку, другую его руку положите на перила и попросите его спуститься вниз.

Результат положительный , если он спускается по лестнице, сам передвигая свою руку по перилам.

Как учить

В начале обучения важно стоять перед ребенком лицом к нему, когда он спускается вниз, до тех пор, пока он совсем не перестанет бояться того, что упадет. Поэтому, стоя ниже него на ступеньках, возьмите его за одну руку, а другую свою руку положите сверху той, которой он держится за перила.

Наклоните его немного вперед и скажите: ”Шагай вниз”. Возможно, чтобы наклонить его, вам понадобиться легонько потянуть его за ручку, которую вы держите.

При спуске напоминайте ребенку о том, чтобы он передвигал свою ручку вниз по перилам и, если надо, помогите ему это сделать. Когда малыш благополучно спустится вниз (преодолев 4-6 ступенек), крепко обнимите его. Постепенно старайтесь как можно меньше поддерживать его за ту ручку, которой он держится за перила. Когда он научится сам передвигать руку по перилам и будет уверенно шагать вниз по ступенькам, встаньте рядом с ним и спускайтесь по лестнице, держа его только за одну руку.

Когда вы добьетесь положительного результата (т.е. когда ребенок спускается по лестнице, держась одной рукой за перила, а другой за вашу руку), начните постепенно ослаблять вашу поддержку так быстро, как возможно. Для этой цели пользуйтесь методом, описанным в ОМ.В.99.

ОМ.В.101 Встает на кубик без посторонней помощи

Овладев этим навыком, ваш ребенок сможет сам подниматься на край тротуара, а дома - на ступеньки, образованные разными уровнями пола, научится справляться с другими подобными ситуациями, когда нет перил, за которые он мог бы держаться.

Как оценить

Оборудование: Кубик площадью 30x30 см и высотой примерно 15 см.

Способ: Поставьте ребенка перед кубиком и попросите встать на него, или покажите ему, что он должен сделать.

Результат положительный , если ребенок встает на кубик без посторонней помощи, не теряя при этом равновесия.

Как учить

Начинайте учить этому ребенка на невысокой поверхности, имеющей большую площадь. Это может быть небольшое естественное возвышение на лужайке. Оно должно быть достаточно высоким для того, чтобы ребенок заметил, что перед ним “ступенька”, но не слишком высоким для того, чтобы он захотел опереться на него ручками.

Затем переходите к низкому тротуару. Встаньте лицом к малышу и помогите ему, взяв его за руку и удерживая ее на уровне его плеч или ниже (не надо поднимать его руку выше головы). Это поможет ребенку не отклоняться назад и не тянуть вас за руку, а перенести центр тяжести немного вперед. Постепенно ослабляйте вашу помощь, пока он не научится сам подниматься на край тротуара.

Теперь попробуйте повторить это упражнение с кубиком. Так как в этом случае ребенок должен ставить ножку на кубик более точно, то вначале он может чувствовать себя неуверенно. Тогда снова помогите малышу, встав лицом к нему и поддерживая его, если нужно, за руку, а затем постепенно ослабляйте эту помощь.

Создание безопасной образовательной среды в образовательной организации должно способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Результатом исполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы должно быть создание такой образовательной среды, в которой все условия будут гарантировать сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся (Приказ Министерства образования и науки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645). Образовательная организация, в соответствии со статьей 28 п. 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Вместе с тем, согласно статистическим данным, много травм обучающиеся получают при передвижении по лестницам в образовательных организациях. Лестницы – одно из наиболее травмоопасных мест в образовательной организации. Ощущение опасности связано с узкими маршами, открытыми пролётами, скользкими ступенями, отсутствием поручней, плохим освещением, толпой, столкновением потоков.

Основные причины травм обучающихся на лестницах

Анализ случаев травмирования обучающихся позволил определить основные причины получения травм на лестницах. К таким причинам относятся:

1. Рассеянность внимания обучающихся при перемещении по лестницам, а также бег, прыжки и столкновения.

2. Оставленные на лестницах предметы (неумение поддерживать чистоту и порядок).

3. Перенос груза по лестнице (загораживает обзор, мешает использовать перила, приводит к неустойчивому положению ног).

4. Незакреплённые или отсутствующие перила.

5. Скользкие, изношенные или разбитые ступеньки.

6. Недостаточное освещение.

7. Скользящая обувь.

8. Отсутствие контроля за передвижением обучающихся и необходимых ограничительных мер со стороны администрации образовательной организации.

9. Хаотичное движение обучающихся на лестничных маршах.

Организация безопасного движения по лестницам в образовательной организации

Лестница в образовательной организации – это не только удобство перемещения, но и объект повышенной опасности для обучающихся. В чём опасность лестниц в образовательной организации? Наши дети развиваются, максимально стараются познать мир вокруг себя, при этом у них отсутствует психологическое осознание того, насколько тот или иной объект опасен, и поэтому они смело двигаются вперед. Лестничные перила, как показывает практика, не в полной мере обеспечивают безопасность детей. Как уберечь детей от внезапного падения с лестницы? Главная мера – организовать безопасность передвижения.

Существуют определенные требования к организации безопасного передвижения по лестницам:

1. Безопасное движение по лестницам образовательной организации.

1.1. Технические требования:

Соблюдение нормативных требований;

Соответствие проектной документации;

Надлежащее освещение;

Своевременное проведение текущего ремонта.

1.2. Организационные требования:

Определение оптимальных направлений движения по лестницам и контроль за движущимися потоками;

Ограничение скорости движения детей по лестницам;

Организация дежурства педагогов на переменах;

Своевременная уборка лестниц;

Организация раздельных потоков обучающихся;

Своевременное проведение расследований по фактам травматизма.

1.3. Педагогические требования:

Проведение воспитательной работы;

Сопровождение учителями начальной школы и воспитателями ГПД групп учащихся;

Проведение с учащимися учебных эвакуаций;

Изучение с детьми правил безопасности на лестницах и при передвижении по ним;

Использование наглядной агитации;

Показ личным примером.

2. Организация раздельных потоков обучающихся при движении на лестницах:

Частичное разделение потоков (при малом количестве лестниц, при выделении части здания в блок начальной школы);

Полное разделение потоков (в крупных зданиях с большим количеством лестниц, в зданиях, где не выделены отдельно блоки для начальной школы).

3. Безопасность лестниц в образовательной организации может быть достигнута с помощью таких мер, как:

Использование двухсторонних поручней разного уровня,

Использование контрастной окраски крайних ступеней,

Применение антискользящих насечек;

Оборудование просветов стоек должно быть на расстоянии не менее 10 см;

Высота поручней должна составлять не менее 1,2 метра;

Использование металла в качестве материала для изготовления лестниц;

Обеспечение качественной отшлифовки стойки ограждения, отсутствие на поверхности выступающих деталей или заусениц.

Требования безопасности к лестницам

Узкие лестницы особенно опасны, так как на них не могут сразу разойтись два потока. Их надо хорошо освещать, окрашивать или маркировать яркими цветами. Самым ярким цветом, не теряющим своей цветности при затемнении, является жёлтый и близкие к нему цвета.

В дошкольных отделениях и начальной школе лестницы требуют большего внимания. Воспитанники и младшие школьники испытывают страх высоты, вероятности быть сбитым с ног. Дети плохо понимают, где лево, а где право, в таком случае можно рекомендовать направляющие цветовые решения, например, разделение потоков верх/вниз при помощи цветовых полос.

Некоторые школы используют цвет для маркировки этажей или кодируют цветом лестницы в разных школьных корпусах.

Для разделения потоков на более широких лестницах можно использовать разделительные перила по центру. Такое решение даёт лучший результат для безопасного передвижения.

Необходимо использовать для ступеней качественные нескользящие материалы. Для уже существующих лестниц рекомендуются нескользящие накладки, о которые нельзя споткнуться.

С этой точки зрения резиновые полосы вдоль края ступени, используемые в некоторых образовательных организациях, не оправдали себя, так как резиновое полотно имеет определенную толщину, о которую можно зацепиться ногой, их сложно мыть, они оказываются проблемой для обучающихся, имеющих обувь с каблуками.

Особое внимание надо уделять освещению лестницы, необходимо заранее продумать, чтобы выключатели были доступны. Особенно хорошо должна быть освещена первая и последняя ступеньки. Хорошо, если свет и тень будут резко контрастировать на проступи и подступенке. В результате граница станет четко видимой, ведь большинство травм происходит из-за соскальзывания ноги именно с края ступени. Удобной может быть система, автоматически включающая свет на несколько минут, достаточных для того, чтобы подняться или спуститься.

Следует помнить, что высота каждой ступени должна быть строго одинаковой. Неодинаковая высота ступеней является причиной многих травм, полученных на лестницах.

Безопасность лестницы зависит также и от материала, из которого сделаны ступени. Если лестница облицована полированным камнем, то необходимо дополнительное противоскользящее ковровое покрытие, закрепляющееся на ступеньках. Специальные коврики для ступенек используются не только для каменных ступеней, они могут быть закреплены на ступеньках из любых материалов. Они не только препятствуют скольжению, но и защищают лестницу, продлевая срок её службы.

При организации безопасного передвижения обучающихся по лестницам можно использовать правила безопасности на лестнице (Приложение № 1).

Как правило, опасности могут возникать в самых обыденных местах, когда их не ждешь. Строгие меры и законы не помогут снизить травматизм, если в каждой образовательной организации в целом не будут созданы и безопасная образовательная среда, и условия для развития системы формирования безопасности личности, безопасного поведения обучающихся.

Литература:

1. ГОСТ 23120-78. Лестницы маршевые, площадки и ограждения стальные. Технические условия.

2. ГОСТ 9818-85. Марши и площадки лестниц железобетонные.

3. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645

5. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Статья 30. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями).

Приложение № 1

Материал для изучения с обучающимися правил безопасности на лестнице

1. Почему люди падают на лестницах?

Непосредственными причинами падения на лестницах являются:

Проскальзывание ноги на ступени,

Проступь мимо ступени,

Опора пяткой или носком на край ступени,

Зацеп одной ноги за другую,

Запутывание ног в одежде,

Зацеп за слетевшую с ноги обувь,

Зацеп за посторонние предметы, оставленные на лестничном марше.

2. Поведенческие факторы падений на лестницах.

Правило, способное предупредить падение на лестнице, гласит: «Передвигаясь по лестнице, думайте только о передвижении по лестнице». Большинство поведенческих причин падений на лестницах связаны со спешкой, отвлечением внимания и одновременными занятиями другими делами. Идя по лестнице, необходимо смотреть под ноги и держаться руками за поручень. В крайнем случае – держать руку возле поручня, чтобы успеть схватиться за него при необходимости.

Люди чаще всего падают на лестницах, перепрыгивая через ступени, невнимательно ставя ноги на ступени, на край ступени, одновременно разговаривая с собеседником, говоря по мобильному телефону или работая с мобильным устройством.

Падениям способствует слетающая с ног обувь, обувь на высоких каблуках, на скользкой подошве.

Переноска больших или тяжелых предметов также способствует падениям как из-за потери равновесия, так и из-за ограничения поля зрения. Помните, что при движении по лестнице одна рука около поручня всегда должна быть свободна.

3. Как предотвратить падение и травмирование на лестнице.

3.1. Не отвлекайтесь. Некоторые люди так часто спускаются по лестнице, что совершенно не смотрят под ноги, и это становится причиной множества несчастных случаев. Согласно проведенным исследованиям, люди обычно смотрят только на первые три ступеньки лестницы и не обращают внимание на все остальные. Спускаясь вниз по незнакомой лестнице, ступайте на каждую ступеньку осторожно.

3.2. Не торопитесь. Не неситесь и не сбегайте вниз по лестнице. Никогда не переступайте ступеньки. Внимательно смотрите, куда ступаете, особенно у основания лестницы. Многие несчастные случаи происходят в тот момент, когда человек считает, что уже спустился, и делает шаг в пустоту.

3.3. Важно держаться за поручень. Поручни являются эффективным средством для предотвращения падения с лестницы. Поручень должен беспрепятственно тянуться от начала и до конца лестницы без каких-либо пробелов.

У основания поручень должен по крайней мере достигать длины одной ступени. Это позволит повысить устойчивость достижения конца лестницы.

3.4. Лестница должна быть заметной. Причиной множества случаев падения становится ошибочная оценка расстояния до лестницы. Наиболее распространённая стратегия – нарисовать яркую полосу вдоль края каждой ступеньки. Если лестница станет более заметной, то труднее будет ошибиться.

3.5. Ходите по лестнице в соответствующей обуви. Обувь с хорошей подошвой повысит вашу устойчивость при спуске вниз по лестнице. Хождение в обуви на высоком каблуке, с мягкой подошвой приведёт к соскальзыванию вниз по лестнице.

3.6. Не ходите в одежде, которая тянется по полу. Спускаясь вниз или поднимаясь вверх по лестнице, очень легко наступить на длинную, стелящуюся юбку или брюки. Тогда вы вряд ли сможете избежать падения.

Ношение чрезмерно длинной одежды помешает увидеть ноги, а отсутствие зрительного подтверждения положения ног на лестнице повышает риск падения.

4. Правила безопасного поведения на лестничном пролёте:

1) Двигаться по лестнице спокойно, с правой стороны.

2) Не допускать столкновения с другими людьми, идущими по лестнице.

3) Быть внимательным. Смотреть под ноги. Не отвлекаться разговорами.

4) Не перешагивать через несколько ступеней.

5) Не ставить ногу на край ступеньки. Нога должна прочно стоять на ступеньке.

Приложение № 2

Правила безопасного поведения в коридорах (рекреациях) и на лестницах

1. Общие требования безопасности.

1.1. При нахождении в коридоре (рекреации) и на лестницах учащиеся обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка учащихся.

1.2. Опасными и вредными факторами в коридорах (рекреациях) и на лестницах являются:

Отсутствие ограждений на лестницах и в местах перепада высот;

Дефекты покрытия полов.

1.3. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить дежурному учителю или администратору.

1.4. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящих Правил, привлекаются к ответственности в соответствии с Правилами внутреннего распорядка учащихся.

2. Требования безопасности перед выходом в коридор (рекреацию), при входе на лестницу.

2.1. Изучить содержание настоящих Правил.

2.2. Дверь в коридор (рекреацию), на лестницу открывать осторожно, чтобы не нанести ею травму другим людям.

2.3. Убедиться в том, что при этом не произойдёт столкновения с другими учащимися (взрослыми).

2.4. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках немедленно доложить дежурному учителю или администратору.

2.5. Запрещается выходить в коридор (рекреацию), входить на лестницу в случае обнаружения их несоответствия установленным в данном разделе требованиям.

3. Требования безопасности при нахождении в коридоре (рекреации), на лестнице.

3.1. Во время нахождения в коридоре (рекреации), на лестнице учащийся обязан:

Соблюдать настоящие Правила;

При прохождении мимо дверей соблюдать осторожность во избежание получения травмы открывающейся дверью;

При ходьбе по лестницам придерживаться правой стороны;

Неукоснительно выполнять все указания дежурного учителя и администратора;

Постоянно поддерживать порядок и чистоту в коридорах (рекреациях), на лестницах.

3.2. Учащимся запрещается:

Бегать по коридорам (рекреациям), лестницам;

Толкаться, устраивать потасовки;

Оставлять в проходах и на лестницах портфели, сумки и другие предметы;

Собираться в группы в узких местах коридоров и на лестницах;

Пользоваться лестницами без ограждений;

Находиться рядом с перепадом высот при отсутствии ограждений;

Выносить в коридор (рекреацию), на лестницу и из коридора (рекреации) любые предметы (мебель, оборудование и т. д.).

4. Требования безопасности при выходе из коридора (рекреации), сходе с лестницы.

4.1. Выходить из коридора (рекреации), сходить с лестницы необходимо, соблюдая очередность, пропуская вперед младших, взрослых и не создавая сутолоки.

4.2. При обнаружении неисправности мебели, оборудования, ограждений проинформировать об этом дежурного учителя или администратора.

Этикет. Полный свод правил светского и делового общения. Как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях Белоусова Татьяна

На лестнице

На лестнице

Подымаясь на лестницу с дамой, мужчина должен идти впереди, для того чтобы оберегать ее от всякой неожиданности - от отворенной внезапно двери, от выбежавшей навстречу собаки, от дворника, идущего с ведром или дровами и пр.

Клеопатра Светозарская. «Светский человек»

Несмотря на прошедшие сто тридцать лет и на экзотичные объяснения Клеопатры, суть процесса -подъем по лестнице и сопутствующие этому возможные опасности - не изменилась. И даже технический прогресс на стороне именно этой версии (видимо, в силу ее логичности!).

I. При пользовании эскалатором - лестницей движущейся, механизмом сложным и опасным, -заботливый человек интуитивно шагает первым на неустойчивые ускользающие ступени и поддерживает за руку опекаемое лицо (взрослый - ребенка, мужчина - женщину). Как при спуске, так и при подъеме! Если пропустить на эскалатор вперед даму или малыша, то в случае их падения можно не успеть их поддержать.

II. На лестнице: поднимаясь или спускаясь, мужчина идет на ступеньку впереди женщины. Вверх - он предлагает руку женщине для опоры, вниз - мужчина поддерживает даму «под локоток».

Подобный регламент поведения на лестнице объясняется не только тем, что на ней можно оступиться, но и тем, что идущему впереди человеку удобнее открывать и придерживать тяжелые двери.

Такой же порядок сохраняется, когда по лестнице идут: молодой - с почтенным человеком, взрослый - с ребенком.

Есть еще одна точка зрения на процесс подъема по лестнице: невежливо рассматривать женщину, скажем деликатно, со спины.

В деловом этикете практически не акцентируют гендерных различий, посему в служебном пространстве мужчины и женщины по лестницам поднимаются и спускаются самостоятельно.

Общие правила приличий - быть вежливым, внимательным, предупредительным и благодарным -действуют на всех без исключения общественных территориях. И все же вследствие высокой вероятности падений и травм при подъемах и спусках по лестницам напомним о том, что на них делать нельзя:

Толкаться;

Резко останавливаться;

Мешать друг другу у перил;

Преграждать путь людям, несущим тяжести.

III. На лестницах, как и на улицах , при движении придерживаются правой стороны .

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора Душенко Константин Васильевич

Бел КАУФМАН американская писательница, автор романа «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Из записки начальника административного отдела школы, в которой преподавала Бел Кауфман: «Задержан мною за нарушение правил: шел вверх по лестнице, ведущей вниз». * * * Есть учителя,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Сколько ступенек в самой длинной в мире лестнице? Самая длинная лестница содержит 11 674 ступеньки. Она проходит параллельно фуникулеру в швейцарском городке Шпиц и служит для его страховки, обслуживания и ремонта. На севере Японии на священной горе Хагуро стоит буддийский

Из книги Основы дрессировки служебных собак автора Синельщиков С

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Вверх по лестнице, ведущей вниз С английского: Up the Down Stair case.Название романа (1961) о школе, который принадлежит перу американской писательницы Бэл Кауфман (р. 1911), внучки известного еврейского писателя Шолом-Алейхема (псевдоним Шолома Нохумовича Рабиновича, 1859-1916). Б.

Из книги Специальная дрессировка собак автора Круковер Владимир Исаевич

Из книги Боевая подготовка работников служб безопасности автора Захаров Олег Юрьевич

Падения на лестнице Основной принцип – падать, как очень нетрезвый человек, т. е. без спортивной самостраховки борца (и гарантированной травмы руки), мягко оседая вниз расслабленным телом. Главный секрет – максимально присесть вниз, в положение на корточках и только

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Спуск по лестнице Осуществляется так же, как и подъем. При необходимости скоростного спуска (преследование или отступление) всегда можно обойти в скорости самого быстрого противника. Для этого в середине лестничного пролета зацепитесь за перила руками и перебросьте

Из книги Этикет. Полный свод правил светского и делового общения. Как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях автора Белоусова Татьяна

Из книги автора

На лестнице Подымаясь на лестницу с дамой, мужчина должен идти впереди, для того чтобы оберегать ее от всякой неожиданности - от отворенной внезапно двери, от выбежавшей навстречу собаки, от дворника, идущего с ведром или дровами и пр. Клеопатра Светозарская. «Светский

Бедный маленький калмычонок... В какое ужасное время он родился!..
Он открывает глаза и вздрагивает. Он видит перед собой страшное, черное, выпачканное сажей лицо. Кто это? Или что это? Ему кажется, что он опять бредит. Но ведь это генеральша Силкова, старуха вдова, живущая во флигеле, в шестом номере. Он хорошо знает ее, он помнит эту маленькую чистенькую старушку, ее румяное личико, обрамленное траурной кружевной наколкой, ее строгую, чинную походку... Почему же она сейчас такая страшная? Что с ней случилось? Остановившимся взглядом он смотрит на старуху, а она наклоняется к нему, часто-часто мигает маленькими слезящимися глазками и шепчет:
- Спи, спи, деточка... Храни тебя бог!..
И страшная костлявая рука поднимается над Ленькой, и грязные, черные, как у трубочиста, пальцы несколько раз крестят его.
Он вскрикивает и закрывает глаза. А через минуту слышит, как за ширмой мать громким шепотом уговаривает старуху:
- Августа Марковна!.. Ну, зачем это вы? Что вы делаете? Ведь, в конце концов, это негигиенично... В конце концов, заболеть можно...
- Нет, нет, не говорите, ма шер, - шепчет в ответ старуха. - Нет, нет, милая... Вы плохо знаете историю. Во времена Великой революции во Франции санкюлоты, голоштанники{64}, именно по рукам узнавали аристократов. Именно так. Именно, именно, вы забыли, голубчик, именно так.
Голос у генеральши дрожит, свистит, делается сумасшедшим, когда она вдруг начинает говорить на разные голоса:
- "Ваши ручки, барыня!" - "Вот мои руки". - "А почему ваши руки белые? Почему они такие белые? А?" И - на фонарь! Да, да, ма шер, на фонарь! Веревку на шею и - на фонарь, а ля лянтерн!.. На фонарь!..
Генеральша Силкова уже не говорит, а шипит.
- И к нам придут, ма шер. Вот увидите... И нас не минует чаша сия... Придут, придут...
"Кто придет?" - думает Ленька. И вдруг догадывается: большевики! Старуха боится большевиков. Она нарочно не моет рук, чтобы не узнали, что она - аристократка, вдова царского генерала.
Его опять начинает знобить. Делается страшно.
"Хорошо, что я не аристократ", - думает он, засыпая. И почему-то вдруг вспоминает Волкова.
"А Волков кто? Волков - аристократ? Да, уж кто-кто, а Волковы, конечно, самые настоящие аристократы..."
...Он спит долго и крепко. И опять просыпается от грохота. Кто-то властно стучит железом о железные ворота. На улице слышатся голоса. Из маминой спальни, куда на время переселились Вася и Ляля, доносится детский плач.
- Стеша! Стеша! - приглушенно кричит Александра Сергеевна. - Что там случилось? Голубушка, подите узнайте...
- Хорошо, Александра Сергеевна... сейчас... узнаю, - спокойно отвечает Стеша, и слышно, как в "темненькой" чиркают спичками... Шлепают босые Стешины ноги. Через минуту на кухне хлопает дверь.
Ленька лежит, не двигается, слушает. На улице и во дворе тихо, но воспаленному воображению мальчика чудятся голоса, выстрелы, стоны...
Опять хлопнула дверь.
- Стеша, это вы?
- Я, барыня.
- Ну, что там такое?
- Да ничего, барыня. Матросы и красногвардейцы ходят. С обыском пришли. Оружие ищут.
- Куда же они пошли?
- В шестой номер, к Силковой.
- Боже мой! Несчастная! Что она переживает, - со вздохом говорит Александра Сергеевна, и Ленька чувствует, как у него от ужаса шевелятся на голове волосы, или, вернее, то, что осталось от них после стрижки под нулевую машинку.
"На фонарь! На фонарь!" - вспоминается ему шепелявый шепот генеральши. Он сбрасывает одеяло, садится, ищет в темноте свои стоптанные ночные туфли. Ему страшно, он весь трясется, но в то же время он не в силах превозмочь жадного любопытства и желания увидеть своими глазами последние минуты несчастной генеральши. Он не сомневается, что она уже висит на фонаре. Он ясно представляет ее - чинную и строгую, висящую со сложенными на груди руками и с молитвенным взором, устремленным в небеса.
Накинув на плечи одеяло и шатаясь от слабости, он пробирается на цыпочках в прихожую, единственное окно которой выходит во двор. Перед самым окном растет тополь, под тополем стоит газовый фонарь.
Зажмурившись, Ленька приближается к окну. Открыть глаза он боится. Целую минуту он стоит плотно прищурившись, потом набирается храбрости и разом открывает оба глаза.
На фонаре никого еще нет. На улице идет дождь, фонарь ярко светится, и дождевые капли косо бегут по его трапециевидным стеклам.
Где-то в глубине двора, во флигеле, глухо хлопнула дверь. Ленька прижимается к стеклу. Он видит, как через двор идут какие-то черные фигуры. В темноте что-то блестит. И опять ему кажется, что из темноты доносятся стоны, слезы, приглушенные крики...
"Идут... вешать", - догадывается он и с такой силой прижимается лбом к холодному стеклу, что стекло под его тяжестью скрипит, дрожит и гнется.
Но люди минуют фонарь, проходят дальше, и мгновенье спустя Ленька слышит, как внизу, на черной лестнице, противно визжит на блоке входная дверь.
"К нам пошли!" - соображает он. И, угрем соскользнув с подоконника, теряя на ходу туфли, он бежит в детскую. Из маминой спальни доносится приглушенная песня. Укачивая Лялю, Александра Сергеевна вполголоса поет:
Спи, младенец мои прекрасный,
Баюшки-баю...
Тихо светит...
- Мама! - кричит Ленька. - Мама!.. Мамочка... Идут к нам... Обыск!..
И не успевает он произнести это, как на кухне раздается порывистый звонок.
С бьющимся сердцем Ленька вбегает в детскую. Одеяло сползает с его плеч. Он подтягивает его - и вдруг видит свои руки.
Они белые, бледные, даже бледнее, чем обычно. Тонкие голубые жилки проступают на них, как реки на географической карте.
Несколько секунд Ленька думает, смотрит на руки, потом кидается к печке, присаживается на корточки и, обжигаясь, открывает раскаленную медную дверцу.
В глубине печки еще мелькают красные угольки. Зола еще не успела остыть. Не задумываясь, он пригоршнями берет эту теплую мягкую массу и по самые локти намазывает ею руки. Потом то же самое делает с лицом.
А на кухне уже слышатся мужские голоса, стучат сапоги.
- Кто проживает? - слышит Ленька резкий грубоватый голос.
- Учительница, - отвечает Стеша.
Приоткрыв на полвершка дверь, Ленька выглядывает на кухню.
У входных дверей стоит высокий, статный, похожий на Петра Великого матрос. Черные усики лихо закручены кверху. Грудь перекрещена пулеметными лентами. В руке винтовка, на поясе деревянная кобура, на левом боку - тесак в кожаных ножнах.
За спиной матроса толпятся еще несколько человек: два или три моряка, один штатский с красной повязкой на рукаве и женщина в высоких сапогах. Все они с винтовками.
На кухне появляется Александра Сергеевна. Правой рукой она придерживает заснувшую у нее на плече Лялю, левой застегивает капот и поправляет прическу.
- Здравствуйте, - говорит она. - В чем дело?
Говорит она спокойно, как будто на кухню пришел почтальон или водопроводчик, но Ленька видит, что мать все-таки волнуется, руки ее слегка дрожат.
Высокий матрос прикладывает руку к бескозырке.
- Хозяйка квартиры вы будете?
- Я.
- Учительница?
- Да. Учительница.
- Проживаете одни?
- Да. С тремя детьми и с прислугой.
- Вдовая?
- Да, я вдова.
Великан смотрит на женщину с сочувствием. Во всяком случае, так кажется Леньке.
- А чему же вы, простите за любопытство, учите? Предмет какой?
- Я учительница музыки.
- Ага. Понятно. На пианине или на гитаре?
- Да... на рояле.
- Понятно, - повторяет матрос и, повернувшись к своим спутникам, отдает команду:
- Отставить! Вира...
Потом еще раз подбрасывает руку к фуражке, на ленточке которой тускло поблескивают вытершиеся золотые буквы "Заря Свободы", и говорит, обращаясь к хозяевам:
- Простите за беспокойство. Разбудили... Но ничего не поделаешь революцьонный долг!..
Ленька как зачарованный смотрит на красавца матроса. Никакого страха он уже не испытывает. Наоборот, ему жаль, что сейчас этот богатырь уйдет, скроется, растворится, как сновидение...
В дверях матрос еще раз оборачивается.
- Оружия, конечно, не водится? - говорит он с деликатной усмешкой.
- Нет, - с улыбкой же отвечает Александра Сергеевна. - Если не считать столовых ножей и вилок...
- Благодарим. Вилок не требуется.
И тут Ленька врывается на кухню.
- Мама, - шепчет он, дергая за рукав мать. - Ты забыла. У нас же есть...
Матрос, который не успел уйти, резко поворачивается.
- Тьфу, - говорит он, вытаращив глаза. - А это что за шимпанзе такой?
Товарищи его протискиваются в кухню и тоже с удивлением смотрят на странное черномазое существо, закутанное в зеленое стеганое одеяло.
- Леша!.. Ты что с собой сделал? Что с твоим лицом? И руки! Вы посмотрите на его руки!..
- Мама, у нас же есть, - бормочет Ленька, дергая мать за рукав капота. - Ты забыла. У нас же есть.
- Что у нас есть?
- Огужие...
И, не слыша хохота, который стоит за его спиной, он бежит в коридор.
Обитый латунью сундук чуть не под самый потолок загроможден вещами. Вскарабкавшись на него, Ленька торопливо сбрасывает на пол корзины, баулы, узлы, шляпные картонки... С такой же поспешностью он поднимает тяжелую крышку сундука. Ядовитый запах нафталина сильно ударяет в нос. Зажмурившись и чихая, Ленька лихорадочно роется в вещах, вытаскивает из сундука старинные шашки, подсумки, стремена, шпоры...
Нагруженный этой казачьей амуницией, он возвращается на кухню. Зеленое одеяло волочится за ним, как шлейф дамского платья...
Опять его встречает хохот.
- Что это? - говорит великан матрос, с улыбкой разглядывая принесенные Ленькой вещи. - Откуда у вас взялось это барахло?
- Это вещи моего покойного мужа, - говорит Александра Сергеевна. - В девятьсот четвертом году он воевал с японцами.
- Понятно. Нет, мальчик, этого нам не надо. Это вы лучше в какой-нибудь музей отнесите. А впрочем... постой... Пожалуй, эта сабелька пригодится...
И, повертев в руках кривую казацкую шашку, матрос лихо засовывает ее за пояс, на котором уже и без того навешано оружия на добрых полвзвода.
...Через десять минут Ленька сидит в постели. На табурете возле него стоит таз с теплой водой, и Александра Сергеевна, засучив рукава, моет мальчика ноздреватой греческой губкой. Стеша помогает ей.
Конец бесплатного ознакомительного фрагмента.



Поделиться