Приемная семья для пожилого человека выплаты. Приёмные семьи для пожилых людей и инвалидов. Забота в обмен на проживание

Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, оказывающего социальные услуги - меры по снижению очерёдности в дома-интернаты для пожилых граждан Краснодарского края, улучшению качества жизни слабо защищенных категорий населения и укрепления традиций взаимопомощи.

- Лицо, оказывающее социальные услуги – совершеннолетний гражданин РФ, место жительства которого находится на территории Краснодарского края, не старше 60 лет, не являющийся близким родственником лицу, нуждающемуся в социальных услугах;
- Лицо, нуждающееся в социальных услугах – одиноко проживающий пожилой гражданин или инвалид, родственники которого проживают за пределами Краснодарского края, нуждающийся в постоянной или временной посторонней помощи.
Лицо, желающее оказывать социальные услуги в рамках приемной семьи, обращается в Центр социального обслуживания с заявлением и следующими документами :
- паспортом;
- справкой о составе семьи и справкой о размере общей площади;
- справкой об отсутствии у лица и всех членов его семьи, совместно с ним проживающих, инфекционных заболеваний или психических заболеваний или зависимостей.
В случае выбора места проживания приемной семьи у лица, оказывающего социальные услуги, последнее должно представить дополнительно письменное согласие всех совершеннолетних совместно проживающих членов семьи, а также наймодателя.
Лицо, нуждающееся в социальных услугах, обращается в Центр с заявлением и документами:
- паспортом или иным документом, удостоверяющим личность;
- справкой о составе семьи и справкой о размере общей площади жилого помещения;
- справкой об отсутствии инфекционных заболеваний или психических заболеваний, наркомании, токсикомании, алкоголизма;
- копиями справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации.
Общая площадь жилого помещения, выбранного совместным местом жительства, в расчете на каждого человека, проживающего в данном жилом помещении должна быть не меньше учетной нормы, установленной в муниципальном образовании.
Центр социального обслуживания (Центр) рассматривает заявления и принимает решение о возможности заключения трехстороннего договора на оказание социальных услуг в рамках приемной семьи в течение 15 дней со дня подачи заявления и документов.
За лицами, организовавшими приёмную семью, в соответствии с действующим законодательством сохраняются права на установленные им социальные выплаты : пособия, компенсации и другие виды выплат.

Обратите внимание, что: Организация приемной семьи не влечет за собой возникновения права одной стороны на имущество другой стороны .

Количество лиц, обслуживаемых в приемной семье , не должно превышать 2 человек одновременно.

Финансирование оплаты социальных услуг в приемной семье предусмотрено из расчета выплаты 3000 рублей в месяц лицу, оказывающему социальные услуги за одно лицо, нуждающееся в социальных услугах, а также налога на доходы физических лиц и страховых взносов.
Плановые мероприятия по контролю за выполнением условий договора осуществляются Центром ежемесячно.

Нормативный акт-основание: Приказ МСРиСП КК от 18.04.14 г. №193 «Об организации приёмной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов в Краснодарском крае».

Если вы житель Хостинского района г. Сочи и желаете организовать Приёмную семью,
обращайтесь по адресу:

Г. Сочи, ул. Мацестинская, д. 17, телефон +7 938 445 02 13;

354002, г. Сочи, ул. Грибоедова, д. 17
телефон директора: +7 862 262 31 88
электронный адрес: [email protected]
сайт: sochi-hosta-kcson.ru

Телефоны для справок о деятельности учреждения
+7 862 262 29 37
+7 862 265 41 95

Реализация технологии приемной семьи для граждан пожилого возраста в Республике Карелия: проблемы и перспективы. Сиушкина Наталья Владимировна, магистрант Петрозаводского государственного университета

В настоящее время наблюдается тенденция старения населения. Общество, затронутое процессом старения, подвергается изменениям не только демографического, но и экономического, социального, психологического характера. В частности, в социальной сфере оно сказывается на составе семьи, репродуктивном поведении, миграционных тенденциях, потребностях в жилье, а так же потребностях в медицинской помощи и социальных услугах.

Старение населения представляет собой увеличение относительной доли лиц пожилого возраста. Это результат длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, рождаемости, смертности, их соотношения, а так же частично миграции .

Феномен глобального старения затрагивает практически все государства, в том числе и Российскую Федерацию. Можно выделить аспекты, которые характеризуют процесс демографического старения населения России на современном этапе: во-первых, отсутствует принципиальные различия в динамике старения населения России и развитых европейских стран; во-вторых, сокращается разница в численности мужчин и женщин в общем количестве пожилых людей; в-третьих, происходит выравнивание процессов старения в регионах (все население становится «старым») .

Исходя из этих процессов, на современном этапе на территории России представляются необходимыми внедрение геронтологического профилирования специалистов, работающих с пожилыми людьми (медицинских работников, преподавателей, социальных работников, профессионалов в рекреационной сфере, сфере досуга), а также разработка принципа социальной защищенности пожилого человека, предполагающей достойные условия существования .

Пожилые люди являются уязвимой группой населения.

Сохранение здоровья, которое оценивается пожилыми как основная ценность и создает мотивацию по его поддержанию, сохранению, обереганию; материальная обеспеченность ― в связи с низким размером пенсии, является основным стимулом, для того чтобы пенсионеры продолжали работать; проблема одиночества , которая возникает в связи с разрушением деловых связей, смерти близких людей и указывает на недостаточную адаптированность пожилых людей в обществе; проблема насилия и жестокости со стороны взрослых детей либо супругов ; проблема агрессивного отношения к пожилым людям в обществе, социальная дистанция граждан пожилого возраста от других групп - вот неполный перечень актуальных проблем людей старшего возраста.

Как следствие, пожилой человек, состояние которого отягощено несколькими заболеваниями, инвалидностью, может рассчитывать лишь на государственную помощь и поддержку. Это определило актуальность создания и развития в стране специальных учреждений - домов-интернатов, предназначенных для жизни в них пожилых и нетрудоспособных людей .

Исследователи отмечают, что при поступлении на проживание в учреждение социального обслуживания пожилой человек оказывается в психологически тяжелом положении. Факт институционализации (то есть переход пожилого человека на постоянное жительство в какой-нибудь стационар, например, в пансионат, и дальнейшее его там проживание) изменяет привычную деятельность пожилого человека и является критическим моментом в его жизни. Все эти процессы проходят тяжело и болезненно.

Негативное воздействие на психоэмоциональную сферу пожилого человека, поступающего на проживание в стационарное учреждение, оказывает дефицит догоспитальной информации; отсутствие психологической готовности пожилого человека к смене жизненного стереотипа.

Переезд или помещение пожилого человека в дом-интернат рассматривается не только обществом, но и им самим как последний этап жизни, рассчитанный на «доживание», потому что он попадает в систему, высоко регламентируемой жизни, начинает зависеть от других.

Факт институционализации сам по себе уже обесценивает взгляды пожилых людей. Недостаток возможностей для выражения индивидуального выбора или личной ответственности в своей жизни ведет к тому, что проживающие в домах-интернатах пожилые люди становятся инертными и беспомощными, их навыки и умения атрофируются.

Негативную роль играет явление госпитализма, которое является следствием унифицированного обеспечения. Синдром госпитализма определяется как совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием индивида в стационаре в отрыве от близких людей и дома . Для него характерны регламентированность деятельности учреждений, монотонный образ жизни, отсутствие уюта, ограниченность связей с внешним миром, бедность впечатлений, скученность, недостаток личного пространства, скудность выбора занятий для пожилых людей, зависимость от персонала, гиперопека и зависимость от окружающих, ситуационное устранение резидентов от решения жизненно важных проблем.

В результате этих негативных воздействий у пожилых людей появляются невротические состояния, депрессивная пассивность перемежается взрывными аффективными проявлениями.

Приюты сильно ограничивают число степеней свободы личности, не стимулируют ее социальной активности, не порождают чувства своей нужности.

Так как учреждения стационарного обслуживания оказывают на пожилого человека ряд негативных последствий, исследователи всё больше склоняются в пользе применения стационарозамещающих технологий. К ним относится инновационная технология приемной семьи для граждан пожилого возраста как альтернатива помещению пожилых людей в стационарные учреждения .

Приемная семья для пожилого человека имеет большие преимущества и положительные эффекты, нежели чем стационар. Если говорить в общем, то она оказывает социально-психологическую поддержку членам семьи: моральное и информационное содействие, оказываемое членами семьи пожилым людям, материальная помощь, эмоциональная поддержка, организация повседневной индивидуальной деятельности и т. д.

Эта инновация направлена на интересы пожилых граждан. Развитие этого института позволяет улучшить самочувствие пожилого человека, укрепить связь поколений.

Впервые в нашей стране альтернативу государственным социальным учреждениям для граждан пожилого возраста предложили власти Пермской области. В 2005 г. проживание в приемной семье законодательством Пермского края было закреплено как особая форма социального обслуживания граждан независимо от возраста.

С 2007 г. технология «Семья для пожилого» действует в рамках краевой целевой программы и уже стала одной из форм социального обслуживания. В дальнейшем данная форма социального обслуживания законодательно закрепилась по другим регионам Российской Федерации, в частности, Забайкальский край, Амурская область и т. д.

Что же касается развития института приемной семьи для пожилого человека в Республике Карелия, то он не сформирован, несмотря на демографические данные, а так же наличие проблем у граждан пожилого и старческого возраста.

По данным Карелиястат численность населения на начало 2015 года в Республике Карелия составляет 632,533 тыс. человек. Из общей численности 160,5 тыс. - население старше трудоспособного возраста, что составляет 25,4 %. Республика Карелия находится на пятом месте по коэффициенту старения среди регионов Северо-Западного федерального округа. Самыми «старыми» регионами в Северо-Западном федеральном округе считаются Псковская область (28,5 % лица старше трудоспособного возраста от общей численности населения), Новгородская область (28,2 %), Ленинградская область (26,6 %). Если же сравнить коэффициенты старения по округам, то Северо-Западный федеральный округ стоит на втором месте (25,3 %) после Центрального федерального округа (26,4 %) .

Как мы можем заметить, отсутствует принципиальная разница между значениями коэффициентов. Исходя из этих данных, по классификации польского демографа Э. Россета, Карелию можно отнести к «демографически старой» республике с очень высоким уровнем старости. И поэтому Правительство Карелии должно уделять внимание проблемам граждан пожилого возраста, обеспечить им достойную старость.

В 2013 году в Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия состоялся семинар для руководителей государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, посвященный перспективам внедрения стационарозамещающих технологий в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

В задачи семинара входило обсуждение моделей стационарозамещающих технологий и выбор наиболее эффективных для Карелии с целью снижения очереди в дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Начальник управления социальной поддержки и организации социального обслуживания населения Минздравсоцразвития РК А. В. Зиновьев в своем докладе сообщил, что стационарозамещающие технологии - это решение проблемы снижения уровня очередности в стационарные учреждения социального обслуживания (в 2013 году очередь в государственные стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов составила 206 человек).

Были выделены общие подходы к организации приемных семей: совместное проживание с гражданином, нуждающимся в социальном обслуживании, установление требований к лицу, изъявившему желание организовать приемную семью, возмездный характер деятельности гражданина, организовавшего приемную семью (принятие гражданина в штат учреждения социального обслуживания либо выплата социального пособия), наличие ограничений для приемного родителя .

Невозможно не упомянуть государственную программу Республики Карелия «Социальная поддержка граждан Республики Карелия» . В ней прописаны приоритетные направления социальной политики в Республике Карелия, в числе которых и развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания населения.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года также не говорится о приемной семье для граждан пожилого возраста. Но в приоритетные задачи 2013–2016 гг. входит поэтапное снижение очереди на устройство нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания общесоматического и психоневрологического профилей.

Этого можно достичь с помощью создания института приемной семьи для пожилого человека. Исходя из этой информации, можно сделать вывод о том, что были предприняты попытки внедрить данную технологию.

В 2015 году нами было проведено телефонное интервью с 10 специалистами социальной работы, целью которого являлось выявление условий и ресурсов для реализации технологии приемной семьи, причин отсутствия данной технологии в сфере социального обслуживания республики Карелия. Выборка осуществлялась методом доступного массива, так как многих специалистов не удалось опросить в силу их высокой занятости. Базой проведения эмпирического исследования выступили ГБСУ СО «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов», ГБСУ СО «Видлицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов», ГБСУ СО «Калевальский дом-интернат для престарелых и инвалидов», отделение срочного социального обслуживания КЦСОН «Истоки».

Интервью со специалистами включало в себя вопросы об организации приемных семей в Республике Карелия, региональных особенностях внедрения и использования данной технологии, а также предполагаемые ожидаемые результаты внедрения и использования. Большинству специалистов знакома данная технология, они понимают, что она подразумевает.

Основными источниками знаний о данной инновации послужили СМИ, Internet, различные тематические семинары, а так же обмен знаниями между специалистами учреждений. Что же касается необходимости принятия нормативно-правового акта, регулирующего взаимоотношения между пожилым человеком и принимающей семьей, то мнения специалистов разделились. 5 специалистов считают, что нужно обязательно принять данный нормативно-правовой акт, который сможет улучшить качество жизни пожилых.

Пожилому человеку, по словам специалистов, лучше жить семейных домашних условиях, нежели одному или в доме-интернате. Так же отметили, что нормативно-правовой акт послужит неким регулятором юридических отношений между пожилым человеком и семьей: сможет пресечь противоправные действия либо поощрять законные действия.

Специалисты выделяют следующие условия, необходимые для создания и использования данной формы обслуживания :

выявление мотивов взять пожилого человека в свою семью;

создание базы данных о приемных семьях и граждан пожилого возраста, в которой фиксировались бы результаты работы;

соответствующие достойные жилищные условия, в соответствие с этим организовать обследование жилищно-бытовых условий приемной семьи;

психолого-педагогическая подготовка пожилых людей и семей к совместному проживанию, а также обучение приемной семьи работе с пожилыми людьми;

достойное денежное вознаграждение (заработная плата) приемным семьям; изменение сознания людей, постараться смягчить последствия геронтостереотипов в повседневной жизни людей.

На вопрос о региональных особенностях, которые необходимо учитывать при внедрении и развитии приемных семей для пожилого человека, многие специалисты затрудняются ответить. В основном, упоминаются национальные различия и удаленность некоторых социальных учреждений, локализованных в районных центрах.

Специалисты выделяют два уровня трудностей и проблем, которые могут возникнуть при создании приемных семей: региональный уровень и семейный уровень.

К региональным трудностям можно отнести отсутствие законодательной и соответствующей методологической базы. По словам специалистов, необходимо продумать до мельчайших деталей организацию данной технологии: от механизма выплат зарплаты до организации обучающих программ приемных семей и пожилых граждан.

С социально-медицинской точки зрения, необходимо информировать семьи и пожилых людей о различных заболеваниях и мерах их предупреждения, а также есть необходимость продолжать развивать доступную среду.

На уровне семьи могут возникнуть, по мнению специалистов, следующие трудности: выявление мотива принятия пожилого человека в свою семью, психологические проблемы (аспект общения между членами приемных семей и пожилым человеком). Члены приемной семьи и пожилой человек должны понимать, что у каждого сложились свои привычки, характер. Пожилые люди имеют свои особенности, которые должны принимать во внимание приемная семья.

Специалисты также отметили, что принятие пожилого человека - ответственное дело, в некоторой степени, ответственнее принятия детей в семью. Есть риск возврата пожилых людей в силу непонимания взятых на себя обязанностей.

По словам специалистов, организация приемных семей в сельской местности будет отличаться от организации в городской среде. В сельской местности могут возникнуть следующие трудности, в основном, социально-медицинского характера:

низкий уровень медицинского обслуживания населения из-за недостатка квалифицированных кадров медицинских работников;

удаленность от специализированных медицинских учреждений; плохие транспортное сообщение и дорожное хозяйство: состояние дорог, обслуживание дорог в зимний период времени оставляет желать лучшего;

обеспечение медикаментами.

Некоторые препараты можно купить лишь в г. Петрозаводске.

Специалистами были выделены следующие основные причины отсутствия данной технологии в Республике Карелия:

Отсутствие законодательной и соответствующей методологической базы; низкое финансирование социальной сферы в целом;

Неосведомленность и низкая информированность граждан;

Незаинтересованность социальных служб и организаций во внедрении данной технологии, так как каждая служба и организация осуществляет свои цели, задачи и функции.

В результате внедрения может произойти нагрузка на учреждения, что может повлиять на качество социального обслуживания.

Специалисты отмечают необходимость разработки стандартов, нормативов по работе с приемными семьями и гражданами пожилого возраста. Необходимо организовать основное центральное учреждение для контроля, организации приемных семей, высокого информирования населения, а также мультипрофессиональную команду, состоящую как из специалистов-теоретиков, так и из специалистов-практиков. В эту команду необходимо включить специалистов по социальной работе, социальных работников, медицинский персонал, психологов, обязанностью которых будет выявление нуждающихся в данной технологии, дальнейшее сопровождение, помощь приемной семье в трудной жизненной ситуации.

Центры социальной работы, комплексные центры социального обслуживания, Пенсионный Фонд, поликлиники, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, общественные организации - по мнению специалистов, с этими организациями и службами нужно сотрудничать при внедрении и организации приемных семей.

На вопрос об отрицательных и положительных сторонах/эффектах данной формы социального обслуживания, о проблемах, которые могут быть решены посредством принятия данной технологии, многие специалисты затрудняются ответить.

Но все же были выделены отрицательные стороны - мошеннические действия со стороны людей, берущих пожилого человека в семью, взятие пожилого человека в семью с корыстными целями. Не возможно не сказать о такой проблеме, как психологическая несовместимость членов приемной семьи и пожилого человека, вследствие чего есть риск ухудшения отношений между членами семьи и пожилыми человеком, возрастание частоты конфликтов.

Положительные стороны - уменьшение очереди на стационарное социальное обслуживание, получение более качественного обслуживания, решение проблемы одиночества. Как отмечают специалисты, пожилому человеку в семье будет намного комфортнее, будет оказываться семейная поддержка. Благодаря созданию приемных семей будет происходить гуманизация отношений не только в самой семье, но и в обществе в целом.

Пожилой человек лучше адаптируется к старости в семейных условиях, приобретает чувство защищенности, общение, достойный уход, заботу, внимание. Данная технология, по мнению специалистов, может показать гуманное отношение населения к старшему поколению, развить уважение и потребность помогать нуждающимся в помощи людям. Семья будет способствовать реализации потребностей и умений пожилого человека.

Большинство специалистов затрудняются ответить на вопрос о перспективах развития приемных семей в Республике Карелия. Некоторые специалисты считают, что перспектива развития данной технологии очень мала в Республике Карелия в силу «северного» менталитета, стереотипов в отношении пожилых людей, низкого финансирования.

Специалисты отмечают, что «камнем преткновения» является отсутствие соответствующей законодательной базы, которая смогла бы разрешить данную проблему.

На основе результатов телефонного интервью можно сделать вывод о том, что, во-первых, технология приемной семьи для пожилых людей в сфере социального обслуживания республики Карелия востребована; во-вторых, в республике Карелия существуют барьеры, трудности реализации технологии, преодолев которые возможно внедрить инновационную форму обслуживания; в-третьих, создание определенных условий для реализации данной формы обслуживания с привлечением ресурсов (кадровые, финансовые, временной ресурс) может повысить возможность реализации данной технологии в республике Карелия.

Таким образом, данная технология является важной, необходимой в сфере социального обслуживания республики Карелия. Но в силу определенных факторов стационарозамещающая технология имеет низкую перспективу развития в Карелии. Создание определенных условий для внедрения, развития и использования данной формы обслуживания, а также устранение факторов, негативно влияющих на процесс развития, повышает возможность реализации данной технологии в республике Карелия. Данная статья написана в рамках Программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета.

Литература

Закон Амурской области от 22 февраля 2012 г. № 15-ОЗ «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста в Амурской области». - [принятЗаконодательным Собранием Амурской области 22.02.2012 г.] // ГАРАНТ.РУ - информационно-правовой портал [Электронный ресурс] / ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». - Электрон. дан. - [М.]. - URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 20.10.2016).

Закон Забайкальского Края от 22 декабря 2011 года № 609-ззк о приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов в забайкальском крае (с изменениями на: 28.07.2014) // «Кодекс» - информационно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Кодекс». - Электрон. дан. - [СПб.]. - URL:http://docs.cntd.ru/document/922224799, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения:20.10.16).

Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М.]. - URL: http://www.gov.karelia.ru/Leader/Document/Strategy2020/6.7.html, свободный, - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 20.10.2016 г.)

Государственная программа Республики Карелия «Социальная поддержка граждан в Республике Карелия» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М.]. - URL: http://www.gov.karelia.ru/Legislation/docs/2014/06/169-p_1.html, свободный, - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 25.02.2015 г.).

Васильчиков В.М, Чикарина Л. Я. Приемная семья для пожилого человека: государственная политика и региональная практика /В. М. Васильчиков, Л. Я. Чикарина // Труд и социальные отношения. - 2013. - № 10. - С.16–21.

Долгова Т. М. Особенности развития приемной семьи для граждан пожилого возраста в Республике Бурятия / Т. М. Долгова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 5. - С. 110–114.

Клиническая психология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2011. - 864 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

Краснова О. В. Социальный контекст дома-интерната для пожилых людей / О. В. Краснова // Психология зрелости и старения: научно-практический журнал. - 2006. - № 2 (34). - С.49–61.

Основные демографические показатели // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. URL: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/resources/e6d49c0049768290b2e2f22d12c3261e/75071.pdf (дата обращения: 21.09.2016)

Перспективы внедрения стационарозамещающих технологий обсудили специалисты учреждений социального обслуживания Республики Карелия // // Министерство здравоохранения Республики Карелия. URL:http://www.mzsocial-rk.ru/news/2013/w191220132.html (дата обращения: 15.10.2016 г.).

Пивоварова И. В., Зырянова А. А. Старение населения как глобальная демографическая проблема / И. В. Пивоварова, А. А. Зырянова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2014. - № 33. - С. 111–114.

Распределение постоянного населения по возрастным группам // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия. URL: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krl/resources/4e4b49004c49639ba7d3af052efb10e3/70991.2015.pdf (дата обращения: 21.09.2016)

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015:Стат. сб. / Росстат. — М., 2015. -1266 с.

Сапожникова Т. И. Демографическое старение: прогнозы, причины, последствия / Т. И. Сапожникова // Научный журнал КубГАУ. - январь 2007. - № 25(1). - С. 1–14.

Семенцова Л. И. Пожилая семья: автономия и своеобразие в контексте социальной работы / Л. И. Семенцова // Вестник ЮрГТУ (НПИ). - 2012. - № 6. - С. 296–305.

Смирнова Т. В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция / Т. В. Смирнова // Социологические исследования. - 2008. - № 8. - С. 49–55.

Цыплакова Л. Б., Архипова О. В. Психологические проблемы пожилых резидентов в условиях стационарного проживания и пути их решения / Л. Б. Цыплакова, О. В. Архипова // Методическое пособие для психологов, социальных работников, медицинского персонала «Угроза суицида в позднем возрасте. Диагностика. Суицидальная интервенция резидентов в стационарных условиях». - 2011. - С. 2–13.

Шабунова А. А., Барсуков В. Н. Тенденции демографического старения населения Российской Федерации пути их преодоления / А. А. Шабунова, В. Н. Барсуков // Проблемы развития территории. - 2015. - № 1(75). - 76–87.

Приемная семья для пожилых

Также специалисты проведут мониторинг домов-интернатов для пожилых людей

Фото ТАСС

Что даст стране Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения? На какие проблемы пенсионеров необходимо обратить внимание в первую очередь? Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

- Елена Васильевна, для чего понадобилась разработка такой стратегии?

Сегодня практически каждый четвёртый житель России - пенсионер, к 2030 году пожилых людей будет около 28 процентов. Проблема старения населения необратима и актуальна для всего мира. Основными факторами, влияющими на этот процесс, являются уменьшение рождаемости и повышение продолжительности жизни. Если 10 лет назад мы говорили о том, что средняя продолжительность жизни 67-68 лет, то на начало текущего года — 72 года. В связи с этим необходимо создавать условия для качественного изменения жизни граждан старшего возраста.

Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения, принятая Правительством РФ в 2016 году, содержит два основных направления. С одной стороны, предусмотрены меры по улучшению социального обслуживания тех, кто нуждается в постоянной или эпизодической посторонней помощи. Здесь важны и доступность социальных услуг на дому, и улучшение качества обслуживания в стационарных учреждениях, и развитие мобильных форм обслуживания. Второе направление - мероприятия, призванные продлить активное долголетие человека, сделать его жизнь максимально насыщенной - ведь чем больше он занят и востребован, тем дольше он будет здоров.

При этом важно понимать: стратегия может быть реализована только при одном условии - тесном взаимодействии органов власти, бизнес-сообщества, общественных организаций и самого гражданина. Ответственность за реализацию стратегии возложена на органы исполнительной власти, то есть в регионах должны быть разработаны конкретные меры по воплощению в жизнь её положений.


Елена Бибикова ФОТО: Игорь Самохвалов

Одна из важных проблем, с которой, к сожалению, сталкиваются пенсионеры, это очереди в дома-интернаты и, мягко скажем, не самые лучшие бытовые условия в них. Как проблема будет решаться?

Я работала в системе социальной защиты длительное время и прекрасно помню плачевное состояние домов-интернатов в 90-е годы. За последнее время ситуация фундаментально изменилась и в плане материально-технической базы, и в плане отношения к людям, которые там живут. Очень большие средства вложены в ремонты имеющихся учреждений, в строительство новых.

Сегодня мы хотим видеть эти дома такими, чтобы в них было комфортно и уютно, живущие там люди должны понимать, что они нужны, что о них заботятся. Недавно видела одно из таких учреждений во Владимирской области - оно даже называется не дом-интернат (само это название пугает людей), а пансионат. Пенсионеры там с блеском в глазах рассказывают о том, как они живут, чем увлечены, какие там кружки бисероплетения, вышивания… Там даже школа танцев есть!

Нашей стране нужны учреждения нового типа, и в семи регионах уже отрабатываются пилотные проекты по их созданию. При этом важно учитывать, что к сожалению, не всё определяется материально-технической базой, очень многое зависит от человеческого фактора.

Работа по данному направлению ведется постоянно. В ближайшее время в рамках федерального проекта «Старшее поколение» партии «Единая Россия» будет проведен мониторинг стационарных учреждений. Представители общественности оценят текущее состояние дел в домах-интернатах.

И все же, несмотря на все меры принимаемые государством, во многих субъектах сохраняется очередность в данные учреждения. Ее ликвидация является важнейшей задачей. Очевидно же, что люди идут туда от безысходности - они или одиноки, или дети их далеко, а сами по состоянию здоровья обслуживать себя они не могут. И вот обращаются они туда - а там очередь, на 50 или 100 человек. Получается, надо ждать, но живём-то мы здесь и сейчас… Именно поэтому очень важно, чтобы наряду со стационарным обслуживанием развивались и другие формы социального обслуживания.

- Что вы имеете в виду?

Первое, безусловно, это доступность и высокое качество социальных услуг на дому. Если человеку сложно дойти до аптеки, каждый день покупать себе продукты, но при этом он может жить самостоятельно в привычной и комфортной для него среде, то социальные службы должны взять на себя решение таких проблем.

Получение гражданами социальных услуг на дому обеспечивает продление срока проживания в привычных, домашних условиях, сохранение привычного круга общения, что для пожилых граждан является важной составляющей для поддержания позитивного восприятия жизни, осознания себя востребованной частью общества, сохранения максимально возможной самостоятельности.

Второе, это развитие мобильных, дистанционных и стационарозамещающих форм обслуживания. В составе мобильных бригад могут быть и социальные, и медицинские работники, и юристы, сотрудники Пенсионного фонда, и даже парикмахеры. Особенно удобно это для жителей сельской местности, ведь им зачастую нужно преодолеть десятки километров для того, чтобы посетить одного специалиста.

В 30 регионах России получил развитие институт приёмной семьи для пожилых людей. Как правило, в сельской местности, в городах реализовать её сложнее. Есть, к примеру, бабушки или дедушки, которые по состоянию здоровья должны помещаться в стационарное учреждение. Но «оторваться» от места, где прожили всю жизнь, они не могут. У них там всё напоминает о счастливой жизни… В этом случае забрать к себе бабушку или дедушку может семья, которая живёт неподалёку. Она принимает их к себе, и за уход за пенсионером органы власти выплачивают такой семье компенсацию. Плюс к этому в такую семью будет поступать часть пенсии пожилого человека.

Напомню, проживающие в интернатах старики на своё обслуживание отдают туда 75 процентов пенсии, здесь будет действовать тот же механизм. Таким образом, решается сразу несколько задач. Во-первых, дети в этой семье видят пример отношения к старшим. Во-вторых, это материальная поддержка для семьи, сам же пенсионер остаётся в привычной ему среде. Выгодна эта ситуация и для региона: содержание людей в домах-интернатах стоит достаточно дорого. Конечно, здесь важен контроль над тем, что происходит в такой семье. Необходимо удостовериться в том, что к этим бабушке или дедушке там хорошо относятся, над ними нет насилия: люди в этом возрасте так же беззащитны, как дети. Контроль за тем, как живёт человек в приёмной семье, возлагается на центры социальной защиты, они должны регулярно эту семью посещать.

Улучшение различных форм социального обслуживания является очень важным направлением работы, но все же главный акцент, само общество должно сделать на сохранение активного долголетия человека.

- Как развиваются в нашей стране оздоровительные программы для пенсионеров?

На мой взгляд, здоровье человека во многом зависит от отношения к самому себе. Здоровый образ жизни, движение, полноценное питание, занятия физической культурой. А вот создание условий, обеспечивающих возможность для граждан старшего поколения вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой, уже задача государства. Та же скандинавская ходьба. Разве местные власти не в состоянии это организовать? Это же совсем не затратно - приобрести специальные палки, нанять инструкторов, которые покажут, как надо двигаться.

Очень важным я считаю, необходимость смещения акцента в нашей медицине с оказания лечебной помощи на профилактику. Ранняя диагностика хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития снижает заболеваемость, инвалидность и смертность.

Серьезного повышения уровня медицинского обслуживания пожилых людей мы сможем добиться, развивая науку «гериатрию» и отрасль «геронтологию». Какие бы силы и средства мы не вкладывали в оздоровление, и даже в профилактику населения, без нового научно обоснованного комплексного подхода к проблеме активного долголетия не подойти. К сожалению, сегодня наука «гериатрия» только развивается. Имеющегося количества геронтологических центров для нашей страны недостаточно, специалистов-геронтологов тоже не хватает. Сейчас в год готовится 7-10 таких специалистов, плюс проводится профессиональная послевузовская переподготовка. Нам очень нужно готовить врачей, которые могут обслуживать пенсионеров в комплексе. Хороший геронтологический центр должен быть хотя бы в каждом округе, в каждом регионе должно быть несколько врачей-геронтологов.

Уникальным средством реабилитации является путешествие, оно дает возможность расширять круг общения, позволяет обмениваться знаниями и опытом, устанавливать новые разнообразные контакты, которые помогают получать необходимую жизненную поддержку. Поэтому влияние туризма на сохранение здоровья и повышение работоспособности организма огромно.

Также для хорошего самочувствия, для желания жить важно иметь увлечение, заниматься чем-то интересным. Посещение театров, музеев, выставок, саморазвитие и самообразование, наполняет жизнь новым смыслом, эмоционально подпитывая человека.

В Совете Федерации я представляю Псковскую область, и у нас в регионе очень сильный Союз пенсионеров. Там наши пожилые люди даже учат иностранные языки - английский, французский и немецкий. Спрашиваю, зачем вам это? Они объясняют: «Понимаете, у нас город старинный, приезжает много туристов, может, я даже смогу провести экскурсию… А ещё - интересно, у меня память стала лучше».

Но здесь очень важно, чтобы во главе общественных организаций, а также государственных учреждений социального обслуживания были люди не равнодушные…

- Кто легче переживает выход на пенсию - мужчины или женщины?

Выходя на пенсию, все граждане испытывают положительные эмоции. Продолжая работать еще какое-то время, пенсию рассматривают как дополнительную материальную поддержку, не зависящую от качества твоей работы. А вот само увольнение с работы, женщинами воспринимается легче. Как правило, у нее появляется масса занятий: дети, внуки, родители …

У мужчин несколько иная ситуация, связанная с появлением массы свободного времени и чувства невостребованности. Резко снижается активность, появляется чувство нереализованности… Именно это приносит определенные страдания, вплоть до депрессии… А что такое депрессия? Это копание в себе, переживания. Всё это в итоге приводит к заболеваниям со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Так что мне хочется пожелать, чтобы все пенсионеры в нашей стране были заняты по максимуму — всевозможными увлечениями, обучением новым навыкам, общением с молодежью, и даже посильной трудовой занятостью, если есть желание и возможность. Займитесь тем, на что вам всегда не хватало времени. Пока мы движемся, пока мы востребованы, мы живём.

Что делать, если у пожилого человека не осталось родных? На помощь приходят приёмные семьи. Сайт для пенсионеров «Мои года» () разбирался, как одиноким пожилым людям найти семью.

Бывает так, что пожилые люди остаются совсем одни, или родственники слишком далеко, чтобы им помогать. В таких случаях довольно широко распространена практика проживания в пансионатах, например, в пансионатах для пожилых "забота о близких" , но в стародавние времена, судя по книге Виктора Бердинских «Россия и русские» (1994 г.), одиноких пожилых людей было принято забирать в семьи, чтобы помогать старикам.

Практика создания приёмных семей для пожилых людей в России пока не большая

Приёмная семья для пожилых людей

В наше время такая практика осуществляется на государственном уровне с 2007 года. Первооткрывателем стала Самарская область, в которой в первый год проекта около 150 пожилых людей обрели новую семью.

Среди таких пенсионеров оказалась и Зоя Хасанова из села Утевка Самарской области. Пенсионерка чуть ранее осталась без жилья, а из родных – никого.

На помощь пришла семья Орловых. Галина и Валерий единогласно решили помочь бабушке и приняли, как родного человека. Галине теперь выплачивают небольшую зарплату – ставку социального работника, примерно 4000 рублей. Деньги небольшие, но ведь не ради денег дело затеяли.

Плюсом к семейному бюджету – льготы на коммунальные платежи. Сумма вознаграждения, кстати, индивидуальна для каждого региона, а уточнить её можно в управлении социальной защиты.

Забота в обмен на проживание

Совместное хозяйство семья в новом составе может вести как на жилплощади приёмной семьи, так и на «квадратах» пенсионера. Так случилось, к примеру, с Александрой Ефимовной Фомивко. Несколько лет назад она по трагическим обстоятельствам потеряла сына. Дом у неё большой, но вот одной в таком доме - одиноко. Да и ту же воду принести или дров наколоть – для бабушки труд непосильный. В поисках помощи Александра Ефимовна направилась в отделение соцзащиты. Там ей и подсказали, что неподалеку от неё живет молодая семья. Да вот с жильём у них проблемы.

Оказалось, что семья Демченко, Александр и Надежда, решили перебраться из города в деревню. Но найти подходящее жилье по своим финансам не смогли, вот и жили у тех, кто приютит. Затем дом, в котором они жили, продали хозяева, и жить стало совсем негде.

Получилось, что обе стороны помогли друг другу: молодым бабушка с жильём подсобила, а молодые – по хозяйству трудятся. Надежда Демченко поделилась с корреспондентом «Комсомольской правды» впечатлениями от нового члена семьи:

«Бабушка она одинокая, за ней уход требуется, но мы с мужем согласились. Сначала приглядывались друг к другу, а потом вместе стали вести хозяйство: готовить, убирать в доме и во дворе. Праздники тоже встречали одной семьей».

У каждого региона свой опыт, пока небольшой

Практика создания приёмных семей для пожилых людей имеется не во всех регионах страны, но с каждым годом таких областей, краёв и республик становится больше.

Например, в Иркутской области приступили к разработке нормативных документов для внедрения этой новой формы обслуживания – создание приёмных семей для пожилых людей.

«Приёмные семьи, воспитывающие ребятишек из детских домов, для нашего региона уже не редкость. Такая же технология, но в отношении одиноких стариков, может заработать в Иркутской области уже в 2018 году, – говорит министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов. – До конца 2017 года специалистам предстоит провести анкетирование и выяснить, сколько пожилых людей желает проживать в приёмной семье и сколько опекунов готовы принять одинокого старика в семью. Затем необходимо вынести на общественное обсуждение проекты нормативно-правовых актов и принять соответствующий закон».

Сегодня технология приёмной семьи для пожилых людей применяется почти в 30 субъектах Федерации. Так, приёмные семьи для пожилых людей есть в Бурятии и Забайкальском крае.

Однако ни в одном федеральном законе, связанном с социальной защитой населения, нет понятия «приёмная семья для пожилого человека». Поэтому каждый регион, посчитавший возможным внедрить у себя эту технологию, пошёл своим путем. Оптимальное решение – принять региональный закон, в котором чётко прописать все условия создания приёмной семьи и оформления опеки над пожилыми людьми.

Опека над пожилыми людьми

Для опеки над пожилыми людьми нужны социальные условия

Как пенсионеру устроиться в приёмную семью, а тем, кто желает создать приёмную семью, оформить опеку над пожилыми людьми?

К будущей семье пожилого человека предъявляются определённые требования. К примеру, семья должна быть не более двух человек. Все члены семьи должны быть здоровы и без каких-либо отклонений.

Вот перечень документов, которые потребуются к заявлению в органы соцзащиты на создание приёмной семьи:

    Копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, изъявившего желание организовать приёмную семью, и подтверждающего проживание (регистрацию) на территории региона, в котором он берёт на попечение пожилого человека;

    Копия правового акта о назначении помощником лица (лиц), нуждающегося (нуждающихся) в социальной поддержке;

    Справка о составе семьи лица, изъявившего желание организовать приёмную семью, с указанием размера общей площади занимаемого им жилого помещения;

    Справка об отсутствии у лица, изъявившего желание организовать приёмную семью, и всех членов его семьи, совместно с ним проживающих, инфекционных заболеваний или психических заболеваний, наркомании, токсикомании, алкоголизма;

    Письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи лица, изъявившего желание организовать приёмную семью, на совместное проживание с лицом, нуждающимся в социальной поддержке.

В течение 25 календарных дней специалисты социальной защиты проверят предоставленные документы и вынесут свой вердикт: может ли семья взять на себя опеку над пенсионером.

Отношения в будущей семье закрепляются трёхсторонним договором: со стороны пожилого человека, организатора приёмной семьи и управления социальной защиты. Кроме того, каждый месяц соцзащита будет проверять условия, в которых живёт пожилой человек.

Когда оформление опеки и создание приёмной семьи запрещено

Есть и несколько моментов, из-за которых принять пенсионера в семью не возможно. К примеру, если стороны являются близкими родственниками. То же самое касается тех, кто нуждается в специализированной медицинской помощи.

Не разрешат принять пенсионера и в том случае, если хоть один член семьи будет против. Учитывается и квадратура жилплощади. Если принятие в семью пожилого человека приведёт к тому, что норма жилого помещения на каждого члена семьи будет меньше нормы, то такой семье также откажут.

Пенсионеры и инвалиды – наиболее уязвимая категория граждан в нашей стране. Взять под опеку такого человека в семью – огромная ответственность и нагрузка.

Одиноким старикам, кроме таких вот семей, поможет лишь дом престарелых, где не всегда хватает добрых человеческих отношений и заботы.

28.12.2010

Повышение уровня и качества жизни населения – приоритетное направление деятельности правительства Астраханской области. В особом внимании государства нуждаются пожилые люди. В регионе успешно прижилась новая форма социального обслуживания – приемная семья для пожилого человека.

В Астраханской области за последние годы успешно реализован целый ряд значимых инновационных проектов в соответствии со Стратегией социально-экономического развития, заложен фундамент обновленной устойчивой экономики.

Существенным социальным достижением стал демографический рост, который отмечен не только подъемом рождаемости, но и сокращением смертности. Средняя продолжительность жизни в последние годы увеличилась и соответствует среднероссийским показателям: 62,4 года для мужчин и 74,1 года для женщин. Достижение этих показателей стало возможным благодаря поддержке семьи и принципиальной модернизации региональной медицины.

Население области – 1007 тыс. человек. Трудоспособное население региона составляет 65% (650 тыс. человек). Доля пожилых людей – 20% (около 190 тыс. человек) и, по оценкам специалистов, будет увеличиваться, поэтому эта категория населения находится в числе главных объектов заботы и внимания.

Сегодня 95% от общего числа граждан пенсионного возраста пользуются мерами социальной поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов. Это компенсации расходов по оплате ЖКУ, проезда, лекарственного обеспечения, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Особое место в работе с пожилыми занимает социальное обслуживание. В структуре отрасли социальной защиты действует сеть разнопрофильных учреждений социального обслуживания и социальной реабилитации: 5 домов-интернатов для престарелых граждан, инвалидов, детей-инвалидов; 10 социально-реабилитационных центров различной направленности; 16 комплексных центров социального обслуживания населения во всех районах области имеют в своей структуре отделения временного и постоянного проживания, дневного пребывания, социального обслуживания на дому, медико-социального обслуживания. В год обслуживается более 72 тыс. пожилых граждан.

Мониторинг потребностей современных пенсионеров показал, что традиционные формы социального обслуживания устраивают потребителей не в полной мере. Это определило необходимость оптимизации действующей сети социальных учреждений, внедрения инновационных методов работы с пожилыми людьми.

Успешно реализуется проект «Все в сеть!» по обучению компьютерной грамотности, развивается сеть «Школа третьего возраста и активного долголетия», апробируется служба «Единый социальный телефон» на базе единого номера 112. Участники проекта «Все в сеть» научились совершать операции с социальной картой (платежи, поиск необходимой информации), создавать и использовать электронный почтовый ящик, осуществлять поиск информации в сети Интернет, использовать правовые информационные системы. Для реализации специальных образовательных, творческих проектов для лиц пожилого возраста организованы хореографическая студия, литературный салон, курсы правовой грамотности, иностранного языка, стилистики и дизайна, психологические тренинги, спортивный клуб, студия рукоделия, вокальная студия.

Проведенный мониторинг выявил определенную категорию пожилых людей, нуждающихся в стационарном обслуживании, но не желающих по ряду причин проживать в доме-интернате. Так возникла идея о внедрении новой для нас формы социального обслуживания – создании приемной семьи для пожилого человека. Было опрошено более 2,5 тыс. человек в возрасте от 60 до 86 лет. На вопрос, готовы ли они сами быть непосредственными участниками этого проекта, четверть опрошенных ответили утвердительно, 15% – отрицательно, а остальные затруднились ответить. 164 человека готовы были уйти в приемную семью немедленно, решив для себя проблемы, связанные с одиночеством, плохими жилищно-бытовыми условиями, необходимостью постоянного ухода. Кстати, по оценкам психологов, именно жалобы на одиночество среди старых людей занимают первое место, и только на втором – проблемы здоровья.

На основе имеющегося опыта других регионов и с учетом своих наработок были подготовлены необходимые нормативные акты, которые определили условия, порядок деятельности приемной семьи, права и обязанности лиц, участвующих в проекте. Согласно проекту, любое совершеннолетнее дееспособное лицо может принять в свою семью дееспособного гражданина пожилого возраста или инвалида, частично или полностью утратившего способность к самообслуживанию и нуждающегося по состоянию здоровья в постоянном социальном обслуживании, для совместного проживания и ведения общего хозяйства. При этом обязательным условием является проживание пожилого в доме принявшей его семьи, отсутствие между ними родственных связей. Постановление определяет приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов как форму социального обслуживания, представляющую собой совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, оказывающего социальные услуги. В рамках эксперимента один из членов семьи зачисляется в штат территориального комплексного центра социального обслуживания населения и его оплата труда производится из расчета одной второй ставки социального работника. Оплата труда в среднем составляет около 2,5 тыс. рублей в месяц.

Среди семей, изъявивших желание взять пожилого человека, были и молодые, и люди среднего возраста, и пенсионеры. Практически все имели свои семьи, детей. Наибольшее число претендентов выявлено в сельских районах области.

Среди семей был проведен тщательный отбор. Выяснялись мотивы, подвигнувшие на такой шаг, материальное положение, отношения в семье. Особое внимание уделялось психологической совместимости людей. Практика показала, что наиболее эффективно начать работу с теми, кто давно знаком между собой.

Для участия в проекте гражданин, изъявивший желание проживать в приемной семье, подает в учреждение по месту жительства заявление и следующие документы: паспорт; справку об инвалидности (для женщин в возрасте до 55 лет, для мужчин – до 60 лет), заключение учреждения здравоохранения о потребности в постоянном или временном постороннем уходе в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, об отсутствии медицинских противопоказаний для принятия на социальное обслуживание в приемную семью, справку о размере пенсии. Основанием для отказа в принятии в приемную семью является наличие у гражданина хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Кандидаты в приемные родители представляют письменное согласие совершеннолетних членов своей семьи на проживание гражданина в семье, документ, подтверждающий наличие достаточной жилой площади для размещения гражданина, справки о доходах членов семьи, характеристику по месту жительства, справки учреждения здравоохранения об отсутствии тяжелых заболеваний.

Таким образом, были сформированы 9 приемных семей, с которыми заключены договоры о социальном обслуживании. Типовая форма трехстороннего договора об оказании социальных услуг в рамках приемной семьи (между центром социального обслуживания, лицом, оказывающим социальные услуги, и лицом, нуждающимся в социальных услугах) утверждена постановлением.

Договор содержит обязательства по предоставлению гражданину социально-бытовых услуг (обеспечение ухода, организация питания, поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими нормами, помощь в приобретении товаров и др.), социально-медицинских и социально-правовых услуг (содействие в организации юридической помощи, в оформлении различных документов, в получении установленных мер социальной поддержки, пенсионного обеспечения и др.).

Обязательным условием договора со стороны комплексного центра социального обслуживания является проведение ежемесячных проверок условий проживания пожилого гражданина, выполнения условий договора, выявление психологической обстановки в приемной семье.

Одновременно с договором формируется паспорт приемной семьи – документ, способствующий осуществлению контроля за соблюдением интересов пожилого человека, куда вносится информация о членах приемной семьи, движимом и недвижимом имуществе лица, оказывающего социальные услуги, и лица, нуждающегося в социальных услугах, социально-бытовые условия проживания, проблемы семьи, сроки и методы их решения.

Специалисты органов социальной защиты участвовали в решении вопросов семейного бюджета, изменения сложившегося внутреннего семейного распорядка в связи с появлением нового члена семьи, удобного размещения пожилого человека.

Следует подчеркнуть, что «приемный родитель» не может являться доверительным управляющим и заключать договор доверительного управления имуществом своего подопечного. При обнаружении подобных фактов договор об оказании социальных услуг в рамках приемной семьи расторгается.

За лицом, нуждающимся в социальных услугах в рамках приемной семьи, сохраняется право на причитающиеся ему социальные выплаты: пособия, компенсации, субсидии, а также право собственности на жилое помещение. Вопросы формирования совместного бюджета оговаривается договором по согласованию сторон, но предусматривается, что в личном распоряжении гражданина остается не менее 25% от его ежемесячного дохода.

В настоящее время разрабатывается проект закона Астраханской области «О приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов», которым предусматривается фиксированная ежемесячная выплата гражданам, принявшим пожилого человека в свою семью.

Прошедшие полтора года с начала реализации проекта показали положительные результаты. Развитие института приемной семьи позволяет значительно улучшить «социальное самочувствие» пожилых людей, укрепить связь поколений, поддержать социальную мобилизацию общества. Пожилой человек получает достойный уход и внимание, а многие – детей и внуков, которых у них в силу неблагоприятно сложившихся жизненных обстоятельств никогда не было.

Таким образом, органы социальной защиты населения обеспечивают условия для здоровой безопасной и достойной старости для пожилых людей, реализации их потребностей, оптимизируют расходы на предоставление стационарного социального обслуживания.

Естественно, развитие приемных семей не сможет заменить действующие интернатные учреждения. Но даже если определенная группа людей обретет для себя семью, преодолеет одиночество, сохранит ощущение полезности для окружающих, значит, эта форма работы оправдана и ее стоит развивать.

Новоженина Елена Анатольевна

начальник департамента социального обслуживания и методологии мер социальной поддержки Министерства социального развития и труда Астраханской области

журнал Национальные проекты № 11 ,2010 г.



Поделиться