Этикет и правила поведения детей за столом. Столовый этикет для дошкольников консультация на тему Правила поведения за столом для малышей

К воспитанию детей нужно подходить с раннего детства. В частности это касается правил поведения за столом.

Наверно, почти каждый может вспомнить малыша, который за столом ковырялся в каше, размазывая ее по тарелке. Отталкивал тарелки с едой, чавкал. В общем, устраивал из приема пищи целый балаган!

На такое поведение нельзя закрывать глаза. Обучение ребенка правилам этикета не самое легкое занятие, но вполне реальное. Ведь зная, как себя правильно вести за столом, малыш не попадет в глупую ситуацию в дальнейшем и не подведет своих родителей в гостях.

Начинать обучение можно с годовалого возраста. Для начала достаточно показывать на собственном примере. Ребенок будет смотреть, как поступает мама и непроизвольно ей подражать.

Чем позже позднее вы начнете обучение этикету, тем сложнее ребенку будут поменять свои старые привычки в лучшую сторону. Не затягивайте!

Важные нюансы по подготовке к употреблению еды

Кроха должен знать, что самое важное в подготовке к трапезе- это чистые ручки. Пока он не может помыть их сам, процедура входит в обязанность мамочки.

К двухлетнему возрасту малыш должен уже сам мыть руки перед едой, если он забывает, то задача родителей напоминать ему об этом.

Маленьким мальчикам отец должен показать, что нужно быть джентльменом. То есть маму, сестричку и бабушку надо всегда пропускать за стол первыми, помогать достать что-то тяжелое, оставлять лакомый кусочек. Такое поведение в дальнейшем превратит малыша в настоящую опору для своих близких.

Совсем крошку за столом надо посадить в специальное кресло. Не забывайте, что ребенок должен сидеть на одном уровне со взрослыми, чтобы он мог чувствовать себя полноправным членом семьи. Лучше всего по левую сторону от матери, чтобы в случае чего, она могла помочь крохе.

Кормление всегда должно происходить за кухонным столом. Это отложится у ребенка и поможет ему серьезно относиться к еде и уважать труд старших. Кроме того, дайте четко понять малышу, что нельзя хватать куски, когда мама готовит или накрывает на стол.

А приступать к еде можно только после пожелания домочадцам «Приятного аппетита».

На заметку! На совсем маленького ребенка надевают специальный защитный нагрудник, а колени закрывают салфеткой из ткани. Детям постарше кладут только на коленки тканевую салфетку, а под тарелку бумажную, чтобы вытереть щечки и ротик.

Основные правила поведения дошколят за столом

Наличие норм поведения за столом у крохи очень важно. Но не перегружайте ребенка, пока еще ненужными знаниями. Например, разницей в бокал, ложках и вилках.

  • Приступать к приему пищи, только после того за стол сядут все.
  • Нельзя разговорить с полным ртом. Есть молча, не петь и не кричать.
  • Еда –это не игрушка. Есть спокойно, не кривляться и не баловаться.
  • Локти на обеденном столе недопустимы.
  • Если нужен столовый прибор, то попросить подать его, а не тянуться за ним через весь стол.
  • Всю свою порцию в тарелке нужно съесть.
  • В тарелке нельзя ковыряться руками, а тем более выплевывать еду.
  • Грязные руки и ротик вытирают салфеткой.
  • По окончании трапезы за еду нужно вежливо поблагодарить.
  • Нельзя покидать стол, если присутствующие еще не доели. Уйти можно с разрешения взрослых.

Как приучить пользоваться приборами

С 3 лет ребенка можно начинать обучать пользоваться не только ложкой, но и вилкой. Но нельзя оставлять его одного с этими приборами. А с 5- 6 лет можно начинать учить пользоваться ножом. А чтобы обучение проходило в более веселой форме, крохе можно подарить свой набор столовых примеров, например, украшенный веселыми фигурками из полимерной глины.

Малыш должен четко запомнить, что вилку держат в левой руке, а нож в правой. Первые блюда едят из глубокой тарелки, а вторые из мелкой.

Правила пользования ножом для рыбы, кокотницей, десертными ложками лучше оставить для школьного возраста.

Кроме того, в этом возврасте ребенок должен разбираться в общих чертах, какие продукты едят руками, какие с помощью столовых приборов.

Ребенка от 5 лет и старше можно начинать обучать правилам сервировки стола.

На заметку! В гостях за стол принято первыми садиться за стол взрослым. Детям обычно предусмотрен отдельный стол. Объясните это малышу, чтобы он спешил расположиться за столом.

  • Исключите назидательный тон, говорите мягко, рассудительно, но настойчиво. Постарайтесь заинтересовать ребенка, чтобы он сам хотел узнать побольше.
  • Тщательно следите за своими манерами, не позволяйте себе не соблюдение этикета за столом. Ведь личный пример –это лучший урок.

  • Проводите обучение в игровой форме. Можно взять любимых кукол, солдатиков, мягких игрушек и устроить им праздничный ужин. На их примере показать, как правильно себя вести. Пусть малыш сервирует игрушечный стол и будет ответственным.
  • Начиная с двухлетнего возраста ребенка можно привлекать к подготовке трапезы. Он может красиво разложить салфетки, расставить тарелки и чашки, принести хлеб. Совместная работа родителей и малыша очень сближает.
  • На примере мультфильмов и красочных книжек подробно разбирайте правила этикета за столом. Такой способ хорошо откладывается в памяти ребенка.

Правила этикета, хорошие манеры, умение подать себя в обществе-это то, что родители должны заложить в своем чаде с самого детства! Чтобы в дальнейшем гордиться ребенком и радоваться его успехам!

Являясь родителями, вы прекрасно знаете, что самые неприятные вещи дети делают в неподходящие моменты. Особенно нас раздражают разные шалости за обеденным столом. Как правило, такие поступки чаще всего пресекаются родительским криком или наказанием, но мало кто из взрослых удосуживается объяснить детям правила поведения за столом или научить их хорошим манерам.

Начинайте обучение в раннем возрасте

Приучение к дисциплине, хорошим манерам и основам этикета во время еды можно начинать в самом раннем возрасте. Обеденный стол будет свидетелем многих важных событий в жизни вашего ребёнка. Когда-то впервые ваш малыш встретится за обедом с родителями своей избранницы, пойдёт на деловой ужин с потенциальным работодателем или на корпоративной вечеринке будет сидеть за столом рядом с руководителями фирмы. Хотя, на самом деле, повод не важен. Хорошие манеры, в любом случае, принесут малышу только пользу.

Правила поведения за столом для детей немного отличаются от взрослого этикета, т.к. многие гиперактивные дети во время приёма пищи становятся маленькими проказниками. Большинство малышей усваивают хорошие манеры до 5-ти лет. Но начинать обучение ребёнка нужно уже в 2 года. Конечно, могут быть исключения из правил, но знайте, чем позже вы начнёте обучение, тем сложнее малышу будут даваться ваши уроки.

Правила поведения за столом или чего нельзя делать ребёнку за столом:

    Начинать есть, пока не обслужены все присутствующие за столом, и вставать из-за стола до того, как все поели.

    Облизывать нож! Острые предметы никогда нельзя держать во рту.

    Балансировать на задних ножках стула.

    Говорить с набитым ртом.

    Жевать с открытым ртом и громко чавкать.

    Ставить локти на стол.

    Перебивать других во время беседы за столом, грубо разговаривать или сплетничать.

    Направлять столовые приборы на рядом сидящих людей.

    Забирать последний кусок, не предложив его другим.

    Откусывать такие куски пищи, которые невозможно пережевать.

Правила поведения за столом, которые вы должны объяснить своему ребёнку:

    Сев за стол, нужно простелить салфетку на колени. Если кто-то случайно взял вашу салфетку, не нужно кричать во всё горло: «Кто взял мою салфетку?». Тихонько спросите об этом окружающих. Многие родители не знают, как лучше распорядиться салфеткой: заправить её за воротник, чтобы уберечь верхнюю часть одежды малыша, или простелить на колени и обезопасить низ. Специалисты по этикету советуют заправлять салфетку за воротник ребенка, если ему меньше 5-ти лет.

    Посадка за столом должна быть ровной: прямая спина, опёртая на спинку стула, подошвы расположены параллельно полу.

    Если необходимо, стеклянные стаканы и ёмкости с напитками можно держать двумя руками. Маленькими ручками тяжело захватить широкую посуду, поэтому стоит использовать две руки для предотвращения её опрокидывания.

    Если за столом по кругу передаётся корзинка с хлебом или другие продукты, то делается это слева направо. Если вас просят передать какое-то блюдо, которое находится к вам ближе всего, возьмите его левой рукой и сначала предложите человеку, сидящему слева от вас, а уже потом, переложив его в правую руку, передавайте направо.

    Когда вам хочется чихнуть или кашлянуть, нужно отвернуть лицо от стола в сторону к плечу и прикрыть рот рукой или салфеткой (лучше салфеткой).

    Всегда вытирайте рот салфеткой, прежде чем сделать глоток из стакана или бокала. Жирные губы оставляют неприятный и неаппетитный след на стекле.

    Если вам нужно воспользоваться туалетом или умывальником, просто извинитесь и выйдите из-за стола. Когда у вас в доме присутствуют гости, не нужно уведомлять всех о том, куда вы идёте и с какой целью.

    Выходить из-за стола нужно справой стороны от стула.

Правила поведения за столом. Напитки

Малыши любят отстаивать свою независимость и являются большими сторонниками самостоятельности, копируя поведение взрослых. Но когда дело доходит до напитков, появляются новые правила поведения за столом для детей, которые следует соблюдать:

    Во-первых, ребёнок не должен тянуться за напитком через весь стол. Ему следует вежливо попросить об этом кого-то другого, при этом, не забывая говорить слова «пожалуйста» и «спасибо».

    Если кувшин, чашка или другая ёмкость слишком тяжелая или неудобная для малыша, нужно использовать две руки для того, чтобы её перенести или сделать глоток. Одна рука должна держать ёмкость за ручку, а вторая - поддерживать противоположную сторону сосуда.

    Напомните ребёнку, что для того, чтобы налить напиток, он может обратиться за помощью к взрослым, и такая просьба не будет считаться зазорной.

    Сёрбанье и громкое глотание неприятно и неаппетитно для окружающих. Объясните малышу, что пить нужно спокойно и медленно. А перед тем, как сделать глоток жидкости, следует прожевать, проглотить всю пищу и вытереть рот салфеткой. Исключения могут быть в тех случаях, когда дети по незнанию кладут в рот что-то острое или горячее.

    Когда ребёнок становится старше и уже мастерски владеет искусством разлива, он может предложить свою помощь людям, сидящим слева и справа от него. Разлив напитков можно даже включить в застольные обязанности малыша.

Надеемся, наши советы помогут вашему малышу овладеть хорошими манерами и основам этикета во время еды.

Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым. Вот и сводится оно в некоторых семьях к совершенно непедагогичным окрикам: «не чавкай, закрой рот и жуй, сядь прямо, не качайся на стуле, не хватай со стола до обеда…» . На этом считают свою миссию оконченной. А бабушка точно знает, что через несколько лет за такого недоросля родителям придется краснеть. Или еще одна ситуация, малыш уже полчаса ковыряется в супе, выбирает оттуда то, что ему больше по вкусу, в итоге отталкивает тарелку, проливая содержимое на пол, на стол и на себя… Знакомая ситуация? Простительно, если ребенку всего год. А если уже четыре или пять? Где граница между детской неловкостью и отсутствием хороших манер? И когда надо начинать знакомить ребенка с основами этикета? Давайте разберемся какими должны быть правила поведения детей за столом.

У каждого в памяти найдется несколько неприятных моментов, когда соседский подросток или приглашенный на детский праздник малыш своим поведением просто срывали обед. Они громко разговаривали, тянулись через весь стол за лучшим куском торта, чавкали, а то и давились, не прожевывая пищу. Список неприемлемых поступков безграничен.

Давайте убережем себя от подобного поведения сына или дочери в будущем. Попробуем систематизировать обучение наших крох хорошим манерам, чтобы это было не обременительно ни им, ни нам. Лучший возраст, чтобы начать обучение — 1,5 — 2 года. Естественно, в этом возрасте ребенок не сможет уяснить все правила взрослого этикета. Да это и не нужно.

Когда учить? Всему свое время

Правила поведения за столом для малышей немного отличаются от взрослого этикета, т.к. многие гиперактивные дети во время приёма пищи становятся маленькими проказниками. Большинство детей усваивают хорошие манеры до 5-ти лет. Но начинать обучение ребёнка нужно уже в 1,5 — 2 года. Конечно, могут быть исключения из правил, но знайте, чем позже вы начнёте обучение, тем сложнее малышу будут даваться ваши уроки.

Читаем статью о том, как научить ребенка есть самостоятельно и аккуратно –

от 1,5 до 5

  • В этом возрасте ребенок активно осваивает навыки окружающего мира. Он впитывает в себя все, что видит, старается подражать взрослым. Самое время в игровой форме освоить азы этикета;
  • Это обязательное мытье рук перед едой. Мама сама не должна забывать мыть руки перед кормлением ребенка. Перед каждым приемом пищи она должна вместе с малышом пойти в ванную и помыть руки и себе, и ему. Со временем он будет делать это автоматически;
  • Кормление ребенка должно обязательно происходить за обеденным столом, а не в детской и не перед телевизором. Это поможет в будущем вашему ребенку серьезно относиться к еде, уважать труд тех, кто готовит пищу. Посадите малыша на высокий стульчик, чтобы он не выглядывал из-под стола, а чувствовал себя равноправным членом семьи;
  • Постелите малышу на колени полотняную салфетку. Одежда останется чистой, даже если ребенок прольет суп или чай. Во взрослой жизни наличие в ресторане салфетки не введет вашего ребенка в ступор;
  • Не позволяйте ребенку играть с пищей, крошить хлеб, размазывать кашу по столу. Такое поведение не позволительно даже в 2 года. Постарайтесь терпеливо объяснить малышу, что так вести себя некрасиво, что маме стыдно за него. Мама и папа никогда себя так не ведут. Конечно, кроха послушает вас не с первого раза;
  • Только одно правило: никогда не кричите на него. Будьте терпеливы и последовательны в своих требованиях. Нельзя сегодня запрещать что-то, а завтра не заметить сотворенного ребенком;
  • К пяти годам дети уже должны уметь обращаться с вилкой и ножом, пока детскими. Они не должны путать, что нож нужно держать в правой, а вилку в левой руке. К этому возрасту нужно научить дитя, какие продукты едят с помощью приборов, а какие берут руками.

от 5 до 10

Самый плодотворный возраст для воспитания, но и самый сложный. В этот период ребенок не так безоговорочно доверяет словам родителей. Он уже самостоятельно старается разобраться в жизни и в поступках окружающих его людей.

Мама и папа не должны допустить никакого послабления для себя в ритуале приема пищи. Если вы приучаете ребенка не пить соков из пакета, а обязательно наливать их в стакан, недопустимо будет самим нарушить это правило. Или просто однажды забыть помыть руки перед обедом. Или не поблагодарить хозяйку за обед. Ребенок это заметит, и ваши слова для него уже не будет истиной.

(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

В 5 — 6 лет малыш должен усвоить, как нужно вести себя за столом и уже не нарушать принятых норм. Каждое нарушение нужно проговаривать с ребенком на семейном совете. Это поможет ему понять серьезность требований взрослых. Но ни в коем случае нельзя проводить «разбор полетов» в присутствии чужих людей, в уничижительной форме или с помощью криков и ругани.

  • Малыш уже знает, что сидеть за обеденным столом нужно прямо, не раскачиваясь на стуле. Неприемлемо расставлять локти и толкать ими соседей по столу. Если трудно добиться соблюдения этого правила словами, очень помогает прием с книгами. Во время обеда подсуньте подмышку ребенку по книге и попросите удерживать их до конца трапезы. Несколько таких упражнений, и проблем с локтями не будет;
  • Ребенок не позволяет себе громко чавкать, говорить с полным ртом. Это внушалось ему постоянно. Знает он и о том, что в рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их;
  • Малыш сдерживает отрыжку и кашель. Если это невозможно, обязательно отворачивается от стола и прикрывает рот бумажной салфеткой;
  • Совершенно естественно будет для ребенка до 10 лет знать, что нельзя считать себя центром общества и различными громкими требованиями привлекать к своей персоне всеобщее внимание. Если малышу нужно отойти от стола, он должен попросить разрешения у кого-то из родителей тихим голосом, спокойно. Совсем необязательно знать всем, что он хочет в туалет;
  • Нельзя тянуться к тарелке на другом конце стола через все блюда. Ребенок знает, что нужно попросить положить ему на тарелку желаемый кусочек. Нельзя рыться в общем блюде в поисках лучшего кусочка;
  • Садиться за стол можно только после взрослых, а вставать, — после того, как все поели. Если сидеть и слушать разговоры взрослых не хочется, ребенок просто просит разрешения уйти;
  • Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо».

от 10 и старше

Вы хорошо потрудились, научили своего отпрыска отличным манерам и правилам этикета. Однако, расслабляться пока рано. Он знает то, что должен знать и соблюдать каждый интеллигентный человек. Но правила хорошего тона и поведения за столом этим не ограничиваются. Впереди — изучение особых столовых приборов, не используемых ежедневно. Хорошо бы познакомить свое дитя с тем, как нужно есть различные экзотические блюда. Не лишними будут общие знания о пищевых традициях народов мира.

(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

  1. Не говорите с ребенком в назидательном тоне. Для лучшего усвоения правил этикета подойдет игровая форма обучения. Можно придумать званый обед для кукол и мишек, сервировав стол игрушечной посудой по всем взрослым нормам. Ответственным за этот обед, конечно же, будет ваше дитя. А вы только вовремя подскажете и посоветуете.
  2. Будьте последовательны и терпеливы в обучении. Не позволяйте себе срываться на ребенке, даже если он совершил что-то непозволительное. Не забывайте хвалить и поддерживать малыша за успехи.
  3. Привлекайте ребенка к подготовке обеда. Доверьте ему расставить тарелки, отнести на стол хлеб. Совместная работа сблизит и заставит малыша уважительнее относиться к еде и тому, кто готовит обед.
  4. Призовите себе в помощь мультфильмы и сказки, в которых говорится о правилах этикета. Обсуждайте с ребенком только что увиденную сцену из фильма по теме. Не пропускайте примеры из жизни. Правила поведения за столом должны живо вплетаться в действительность, это не застывшая догма.
  5. Собственный пример — лучший урок. Дети всегда подражают взрослым. Воспользуемся этим для обучения. Конечно, нелегко всегда держать себя в руках и не позволить схватить на лету кусочек вкусненького, но помните о ребенке.

Зачем ребенка нужно учить этикету

Ваши усилия не пропадут даром. Взрослая жизнь очень скоро станет жизнью вашего малыша. Совместный обед с потенциальным работодателем, посещение ресторана с понравившейся девушкой, деловой ужин с партнерами, корпоративная вечеринка… Часто самые серьезные разговоры ведутся именно за обеденным столом.читаем статью с комментариями и экспериментами

Видео минутка: этикет за столом

Психологи утверждают, что учить ребенка правилам этикета за столом надо с раннего детства: от года до двух:

Как правильно сидеть за столом

Уроки хороших манер. Как правильно вести себя за столом? Как сидеть, что можно и чего не следует делать за столом? Вы узнаете на уроках хороших манер:

Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом

Вот и начался новый учебный год, предстоят хлопоты и заботы. Первоклашки привыкают к совершенно новой для них жизни и это иногда достаточно сложно. Им приходится узнавать все новые правила и одни из них – правила этикета для школьников за столом.

Изучение этикета

Хорошие манеры необходимо прививать с детства, тогда ребенку и в школе будет намного проще правильно себя вести.
Еще до школы ребенок должен усвоить минимум правил этикета за столом:

  • не баловаться во время еды;
  • кушать аккуратно, не набивая рот;
  • рот вытирать салфеткой, а не рукавом;
  • не класть локти на стол.

Способы обучения этикету

Существует множество способов для обучения ребенка этикету как в школе, так и в дошкольном возрасте. Многие из них родители могут легко использовать.

Помните: Ребенку должно быть интересно обучение, иначе вы потеряете его внимание и пользы от занятия не будет.

Книга источник знаний

В книжном магазине можно приобрести книгу по этикету для детей, но выбирать ее надо правильно:

  • лучше взять не слишком большую книжку;
  • иллюстрации способствуют лучшему усвоению информацию в ней;
  • книга только по одному виду этикета проще в изучении;
  • простой и понятный текс залог того, что ребенок книгу одобрит.

Мультфильмы

Мультфильмы важная составляющая жизни ребенка. Так почему бы этим не воспользоваться? Поучительные мультики можно просматривать вместе. Таким образом вы не только можете проговорить важные моменты, но и просто провести время с малышом.

Беседа с детьми

Беседа – это целенаправленное общение, метод воспитания детей дошкольного или школьного возраста, но не раньше.

Правила беседы:

  • должна быть короткой;
  • содержательной;
  • наличие иллюстраций (карточки, рисунки и т.п.).

Обычно такие беседы проводят педагоги в школе или садике.

Стихи и игры

В игровой форме ребенку можно объяснить практически все. И правила этикета за столом вполне можно обыграть. Сценарии игр есть в интернете, книгах или можно придумать самостоятельно.
С помощью ритмичных стишков проще выучить правила и то, как они применяются в жизни.

Кроме того изучение стихов тренирует память и речь ребенка, а также способствует расширению словарного запас.

Правила поведения в школьной столовой

На переменах в столовую сбегаются все ученики школы и конечно же скапливается много народу. Необходимо успеть поесть, но так же важно не забывать соблюдать общие правила этикета:

  • не бежать вперед класса;
  • не торопиться сесть за стол;
  • не толкаться;
  • обязательно мыть руки;
  • соблюдать очередь;
  • ходить по столовой между столами аккуратно;
  • после трапезы убрать посуду за собой.

За столом

Обед будет более приятным если за столом соблюдать не сложные правила этикета:


Елена Беличенко

Программное содержание :

Расширить знания детей о столовом этикете .

Закрепить знания о назначении и названии различной посуды.

Закрепить умение правильно сервировать стол .

Вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета .

-Развивать речь , внимание, память, логическое мышление.

Материалы и оборудование : различная посуда : кастрюли, сковорода, тарелки, чашки, стаканы, ложки, вилки, ножи; картинки с изображением пищи (для игры «Что чем едят» , фартуки для дежурных, скатерть для сервировки стола , диск с музыкой.

Ход занятия:

Воспитатель :

Что такое этикет ?

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения :

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать? Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот самый ЭТИКЕТ .

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о столовом этикете . Что это такое, как вы думаете?

Ответы детей .

Воспитатель : Этикет - это слово французского происхождения. В 16 веке «этикет » означал свод правил поведения при дворе французского короля. В наше время под этикетом принято понимать установленный порядок поведения, правила учтивости. Человек, соблюдающий требования этикета , внимателен, деликатен, доброжелателен.

Сервировка стола- искусство , с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребёнок с удовольствием поможет взрослым накрыть на стол . Для этого прежде всего необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления. Если посуда из стекла- она (стеклянная, из глины- (глиняная, из дерева-(деревянная, из чугуна-, из железа-, из алюминия-, из пластмассы-, из керамики., из фарфора-, из серебра-…Посуда также различна по назначению. В чём ваши мамы готовят еду?

Дети : В кастрюле, в сковороде, горшочке.

Воспитатель : Как называется эта посуда?

Дети : Кухонная посуда.

Воспитатель : Из чего мы едим и пьём?

Дети : Из тарелок глубоких и плоских, из чашек, кружек, стаканов.

Воспитатель : Как она называется?

Дети : Столовая , чайная, кофейная.

Воспитатель : Но у нас в саду случилась беда : вся посуда перепуталась. Давайте расставим её по назначению.

Игра «Что к чему» .

Правила игры : на столе вперемешку стоят 2 кастрюли разного размера, сковорода, горшочек, половник, глубокая тарелка, тарелка под второе, блюдце, чашка, бокал. Надо расставить посуду по назначению : кухонная, столовая , чайная.

Воспитатель : Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, глубокая тарелка поменьше называется десертной. Мелкие тарелки тоже различны по размерам. Самая большая мелкая тарелка предназначена для вторых блюд. В тарелку поменьше- закусочную- кладут салаты и холодные закуски : колбасу, ветчину, сыр. Тарелка, которая ещё меньше, называется хлебной или пирожковой. Для чая и кофе- чашка с блюдцем. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга, не разлучайте их, всегда ставьте вместе : чашку на блюдце.

Для холодных жидкостей- воды, компота, сока- удобны бокалы и стаканы.

Воспитатель : Какая ещё посуда есть в вашем доме? Как называется посуда, в которой полают на стол : масло-(маслёнка, соль-(солонка, перец-(перечница, хлеб-(хлебница, конфеты-(конфетница) .

Воспитатель : Но одной посуды недостаточно. Сейчас я загадаю вам загадки и мы узнаем, чего нам не хватает.

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот-

Открывай пошире рот .

Дети : Ложка.

Воспитатель :

При виде еды не считают ворон,

Бросаются дружно с обеих сторон :

Один- разрезает, другая- цепляет.

Обоим работы в тарелке хватает.

Дети : Вилка и нож.

Воспитатель : Правильно, ребята. Столовые нож и вилка предназначены для вторых горячих блюд.

Столовой ложкой мы едим супы и молочные каши, для компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше- десертная; для чая и кофе- чайная или кофейная ложечка. А сейчас мы поиграем в игру.

Игра «Что чем едим»

1. Это ешь вилкой : котлета, рулет, гуляш, салат, омлет, рис, макароны, пельмени, картофель.

2. Это ешь с помощью ножа и вилки : отбивная котлета, курицу, сосиску, жаркое.

3. Это ешь ложкой : каша, творог, суп, йогурт, мороженое.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением блюд. Дети отвечают, какое блюдо какими столовыми приборами надо есть .

Физкультминутка.

Воспитатель : Для чего точат ножи? Чтобы были острыми. Давайте поиграем в точильщиков.

Точим нож! Точим нож!

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы :

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь, молодцы!

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.


Воспитатель : Но прежде, чем приступить к трапезе, надо вспомнить правила поведения за столом . Сейчас нам некоторые ребята прочитают шуточные стихи о том, как не надо вести себя за столом .

1 Ребёнок : В группе завтракать хотят ,

Все вокруг помочь спешат

На столы носить посуду .

Только Ёж сказал :- Не буду!

Не пойду я, посижу,

И на вас я погляжу.

Не желаю помогать,

Лучше просто подождать.

Воспитатель : Неприятно это всем.

Все Ежа не уважают.

Сам он маленький совсем,

А какая лень большая!

2 Ребёнок : За столом щенок Антошка

Рыбу ел столовой ложкой ,

Вилкой суп пытался кушать-

Не хотел советов слушать.

И хотя вовсю старался ,

Так голодным и остался.

Воспитатель : Ну куда это годится!

Всем пора бы научиться

Кушать вилкой, кушать ложкой,

А не делать, как Антошка.

3 Ребёнок : Медвежонок хлеб жевал-

Крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом-

Что, не мог понять никто.

После взялся за компот-

Стол облил и свой живот !

Воспитатель : Все над ним хохочут звонко,

Застыдили медвежонка :

Ты не знаешь? За столом

Надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить.

4Ребёнок : За столом сидела белка

Перед ней была тарелка,

В ней из хлеба, масла, сала,

Белка дом сооружала.

Воспитатель : Так, друзья, не поступают

И с едою не играют.

За столом едят , друзья,

Баловаться здесь нельзя!

5Ребёнок : За столом Кроты сидят ,

Нос воротят, не едят :

Эту кашу не хотим!

Чёрный хлеб мы не едим!

Дайте лучше чаю нам,

Бедным маленьким Кротам!

Воспитатель : Я напомню об одном :

Не кривляйтесь за столом ,

Не капризничайте тут-

Ешьте всё, что вам дадут!

Воспитатель : Давайте вспомним ещё несколько правил поведения за столом :

Локти на стол не клади , только кисти рук.

За солом нельзя говорить громко и с полным ртом.

Если во рту пища, воду не пьют.

Есть и пить надо беззвучно и аккуратно.

Прожевывать пищу обязательно с закрытыми губами- ни быстро, ни медленно, не чавкать и не разговаривать с полным ртом.

Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами.

Воспитатель : Ну вот, название посуды мы вспомнили, назначение различной посуды мы вспомнили. Правила поведения за столом мы знаем . Пора приступать к сервировке стола .

На отдельном столе стоят два набора посуды для сервировки, красивая скатерть.

Воспитатель читает стих, дети выполняют действия в соответствии с текстом.

Мы дежурные сегодня.

Станем няне помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать .

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнём скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола-

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова» .

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки, и ножи.

Не спеши, как класть, подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.


Воспитатель : Может показаться, что сервировка стола - дело сложное и этому трудно научиться. Это не так. Вы обязательно научитесь, делая это вместе со взрослыми. Сервировка стола - это прежде всего творчество, которое зависит от умения и фантазии хозяйки.

Список используемой литературы :

1. Алямовская В. Г. «Беседы о поведении ребёнка за столом » .

2. Курочкина И. Н. «Этикет для детей и взрослых » .

3. Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника» .



Поделиться