Кто отомстил за смерть игоря древлянами. Как Княгиня Ольга отомстила за смерть мужа (5 причин). Месть Ольги за смерть мужа

Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] Кондрашов Анатолий Павлович

Как княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство мужа, князя Игоря?

В своем мщении за убитого супруга великая княгиня Ольга проявила изощренные жестокость и хитрость. Убив Игоря, древляне считали себя вправе властвовать над Киевом, а потому отправили к Ольге посольство с предложением стать женой их князя (что вполне соответствовало обычаям того времени). Приветливо встретив приплывших по Днепру на ладье послов, княгиня дала согласие на их предложение. Только велела подождать следующего дня, когда она окажет им должные почести: их принесут в ее терем на руках прямо в ладье. И действительно, назавтра гордых и довольных послов принесли к Ольге в ладье – а затем вместе с ладьей сбросили в вырытую вблизи княжеского терема глубокую яму и заживо засыпали землей. Тут же княгиня направила к древлянам посла, требуя прислать за ней более торжественное и многочисленное посольство, что и было немедленно исполнено. Новым послам гостеприимно истопили баню, а затем в ней же их и сожгли. Далее Ольга сообщила ничего не подозревающим о случившемся с их послами древлянам, что она желает перед вторым браком свершить тризну над могилой первого супруга. В тризне в окрестностях древлянского города Искоростеня приняли участие 5 тысяч знатных древлян – и, потеряв под действием крепкого меда бдительность, также навсегда легли вокруг игоревой могилы, убитые воинами Ольги. В 946 году Ольга подступила к Искоростеню с многочисленным войском. Жители города отчаянно сопротивлялись, и Ольга прибегла к новой хитрости. Сделав вид, что удовлетворена уже свершившейся местью, она потребовала от горожан чисто символическую дань: по три воробья и голубя с каждого двора. Жители Искоростеня с готовностью исполнили ее требование, после чего княгиня велела привязать к каждой из полученных ею птиц зажженный трут и пустить их на волю. Птицы устремились к своим гнездам, и город охватило пламя. Горожане пытались спастись бегством и попали в руки к воинам Ольги. Часть их были казнены, другие проданы в рабство, а остальные обложены тяжкой данью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Что погубило великого князя киевского Игоря? Осенью 945 года великий князь киевский Игорь отправился за данью в Древлянскую землю. Возвращаясь в Киев, Игорь решил, что дани собрано недостаточно. Отпустив основную часть войска в Киев, он с малой дружиной вернулся в

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Убийцы и маньяки [Сексуальные маньяки, серийные преступления] автора Ревяко Татьяна Ивановна

ПЛОВ ИЗ МУЖА На тридцатилетний юбилей Теймураз пригласил всю многочисленную семью, не зная, что на закуску будет подан он сам.Москва. Казанский вокзал. Отсюда минчанам, предстояло удивительное путешествие на Восток - страну неописуемых красот и легенд. Соседями по купе

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Князь Игорь и Княгиня Ольга Имя великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся женщинах Древней Руси. Её мужем был князь Игорь. Сменивший Олега на киевском княжеском престоле Игорь подобно его предшественнику изображён в древнерусских

Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

Ольга (около 890–969) святая, равноапостольная, великая княгиня киевская Княгиня Ольга (в святом крещении Елена) почитается православной церковью святой и равноапостольной. Приняв христианство, она ненасильственными методами способствовала его распространению на

Из книги Стервология. Уроки красоты, имиджа и уверенности в себе для стервы автора Шацкая Евгения

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Кто такая княгиня Ольга? Ольга была первой в русской история женщиной, которая правила государством.Родилась Ольга, вероятно, около 890 года. О ее происхождении и родителях ничего не известно, кроме того, что она была родом из Пскова. В русских летописях Ольга впервые

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

«Спартак» Игоря Турчина Гандбол - не самая популярная на этой планете игра. Наверное, такое утверждение может не понравиться поклонникам этого вида спорта, но факт есть факт. И хоть появился «хаандболд» (так назвал придуманную им игру Хольгер Нильсен, преподаватель

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Большая книга стервы. Полное пособие по стервологии автора Шацкая Евгения

Ищу мужа! Объявление. Не пью, не курю. Познакомлюсь с девушкой, которая сходит в магазин за куревом и водкой. Народное творчество Все лохотроны основаны на человеческих слабостях. Все идет в ход, но в первую очередь - жадность и желание быть любимой. На брачных лохотронах

Из книги 100 великих праздников автора Чекулаева Елена Олеговна

Равноапостольная княгиня Ольга Равноапостольный - значит уравнённый с апостолами. Таким именем называет православная Церковь тех ревнителей христианства, которые, подобно апостолам, утверждали веру Христову. Равноапостольными называют св. Марию Магдалину, греческого

Из книги Палачи и киллеры [Наёмники, террористы, шпионы, профессиональные убийцы] автора Кочеткова П В

ОХОТА НА МУЖА Мороз и солнце. День для Валентины Покровской оказался чудесным: началась охота на ее мужа.Солнце уже давно не баловало мурманчан. Оно не было ни ослепительным, ни просто ярким, но это было солнце. Начался декабрь.На вещевом рынке у магазина "Детский мир", где

Из книги Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения автора Новиков Владимир Иванович

Убить собаку, чтобы образумить мужа (Госпожа Ян убивает собаку, чтобы образумить мужа) - Китайская классическая драма Эпоха Юань (ХIII-ХIVвв.) На день рождения купца Сунь Жуна должны прийти только два его задушевных друга, два прохвоста - Лю Лунцин и Ху Цзычжуань. Жена,

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

После побоища Игоря Святославича с половцами 1880. Государственная Третьяковская галерея, МоскваКартина написана на сюжет древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве». Васнецов изображает не батальную сцену, а поэтическое предание о красоте подвига. Окончена битва на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОЛ) автора БСЭ

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора Душенко Константин Васильевич

Княгиня ОЛЬГА (?-969), жена киевского князя Игоря, правила в малолетство князя Святослава и во время его походов Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, сказал

Ольга, супруга князя Игоря, мать Святослава и бабка крестителя Руси Владимира, вошла в нашу историю как святая княгиня, первой принесшая на нашу землю свет христианства. Однако, прежде чем стать христианкой, Ольга была язычницей, жестокой и мстительной. Именно такой она вошла в летопись «Повесть временных лет». Что же сделала Ольга?

Поход Игоря

Начать следует с последнего похода ее мужа князя Игоря. В записи за 945 год сказано, что дружина стала жаловаться Игорю на то, что «отроки Свенельда», то есть люди, составлявшие ближний круг его воеводы Свенельда, все «изоделись оружием и одеждой», в то время как сами Игоревы дружинники «наги». Вряд ли княжьи дружинники были настолько «наги», чтобы об этом стоило говорить серьезно, но с дружиной в те времена старались не спорить, поскольку именно от нее зависело, усидит ли князь на киевском престоле. Поэтому Игорь отправился к древлянам, племени, обитавшем на территории украинского Полесья, и учинил погром, прибавив к прежней дани еще новые выплаты, дабы прикрыть вопиющую наготу своих дружинников. Собрав эту дань, он отправился, было,восвояси, но по дороге, видимо, решил, что хитрые древляне еще где-то что-то припрятали. Отправив основную часть своих людей домой, он с малой дружиной вернулся в древлянскую столицу Искоростень, «желая большего богатства». Это стало его ошибкой. Древляне во главе со своим князем Малом дали ему отпор, перебили всех воинов, а самого Игоря подвергли страшной казни - разорвали его, привязав за ноги к вершинам двух согнутых деревьев.

Первая месть Ольги

Разобравшись таким образом с Игорем, древлянский князь послал делегацию в Киев к беспомощной, как ему казалось, вдове. Мал предлагал Ольге свою руку и сердце, а также защиту и покровительство. Ольга приняла послов ласково, наговорила любезностей, дескать, Игоря уже не вернешь, почему бы и не выйти замуж за такого замечательного князя, как Мал. А чтобы свадебный сговор был еще более пышным, она пообещала послам оказать великую честь, посулив, что завтра же их с почетом принесут на княжий двор прямо в ладье, после чего им будет торжественно объявлена княжеская воля. Пока послы спали у пристани, Ольга распорядилась выкопать во дворе глубокую яму. Утром ладья с древлянами была поднята слугами Ольги на руки и торжественно пронесена по Киеву до самого княжьего двора. Здесь их вместе с ладьей бросили на дно ямы. Летописец сообщает, что Ольга, подойдя к краю ямы и склоняясь над ним, спросила: «Ну, что, какова вам честь?», на что древляне отвечали: «Горше нам Игоревой смерти». По знаку Ольги свадебное посольство было засыпано землей живьем.

Вторая месть Ольги

После этого княгиня отправила к Малу посла с просьбой прислать ей для сватовства самых лучших людей, чтобы киевляне видели, какую ей оказывают честь, иначе ведь могут и воспротивиться, не отпустить княгиню в Искоростень. Мал, не подозревая подвоха, тут же снарядил большое посольство. Когда сваты прибыли в Киев, Ольга, как и положено радушной хозяйке, велела приготовить им баньку, чтобы гости могли помыться с дороги. И как только древляне стали мыться, двери бани подперли снаружи, а саму баню запалили с четырех сторон.

Третья месть Ольги

Разобравшись со сватами, княгиня послала сказать Малу, что она идет к нему, но прежде свадьбы желала бы совершить тризну на могиле своего мужа. Мал принялся готовиться к свадьбе, приказав наварить медов для пиршества. Явившись к Искоростеню с небольшой свитой, Ольга в сопровождении Мала и самых знатных древлян пришла на могилу Игоря. Пир на кургане чуть не был омрачен вопросами Мала и его приближенных: где сваты, которых он засылал в Киев, почему их нет в княгини? Ольга ответила, что сваты едут следом и вот-вот появятся. Удовлетворившись этим объяснением, Мал и его люди принялись за хмельные напитки. Как только они упились, княгиня дала знак своим дружинникам, и они положили на месте всех древлян.

Поход на Искоростень

После этого Ольга немедленно вернулась в Киев, собрала дружину и выступила в поход на Деревскую землю. В открытом бою древляне были разбиты. Они бежали и спрятались за стенами Искоростеня. Осада длилась все лето. Наконец, Ольга отправила в Искоротстень посла, предложившего снятие осады на очень мягких условиях: Ольга ограничится изъявлениями покорности и данью - по три голубя и три воробья с каждого двора. Разумеется, запрошенная дань была немедленно отправлена. Тогда Ольга приказала привязать к каждой птице зажженный прут и отпустить ее. Птицы полетели в свои гнезда, и в городе начался пожар. Так пал Искоростень, столица древлянского князя Мала. На этом Ольга насытилась местью. Дальше, как сообщает летопись, она вела себя уже не как разъяренная женщина, а как мудрый государственный деятель. Она отправилась по обширным землям, подвластным киевским князьям, устанавливая «уроки и погосты», то есть размер дани и места ее сборов. Теперь никто не мог, подобно неразумному Игорю, ходить за данью в одно и то же место по нескольку раз, произвольно устанавливая ее размеры. Княжеская дань из разбойничьей добычи стала превращаться в нормальное налогообложение.

Уже само рождение будущей княгини Ольги является предметом спора. Согласно «Житию святой равноапостольной Ольги» считается, что она родилась в селе Выбуты, недалеко от Пскова. Там с ее именем связано много достопримечательностей – Ольгины ключи, Ольгин , Ольгины ворота. Иокаимовская утверждает, что ее был некий Гостомысл и при рождении нарекли девочку Прекрасой. Типографская летопись гласит, что Ольга – дочь Вещего Олега, а болгарские историки отстаивают версию о том, что княгиня – их землячка. Неизвестен и год рождения княгини Ольги, есть лишь запись о том, что умерла она в возрасте, примерно, 80 лет, и, путем различных вычислений, ученые пришли к мнению, что родилась она не ранее 890 года. При таком расхождении во взглядах историков на будущей княгини, вполне естественно, что ранние годы Ольги также предмет для споров. Историческими фактами является лишь то, что в неизвестном году князь Игорь женился на ней и в 942 году у них родился сын, Святослав. В 945 году, после гибели князя от руки древлян, Ольга стала регентом при малолетнем наследнике. Она правила Киевской Русью не только вплоть до его совершеннолетия, но и позже не выпускала бразды правления, так как Святослав предпочитал проводить время в военных походах.
В историю Руси Ольга вошла не только как первая княгиня, принявшая христианство, но и как мудрая правительница.

Месть Ольги за смерть мужа

Существует четыре основных версии, описанные в различных летописях, того, как княгиня отомстила за смерть мужа. Согласно первым трем, древляне прислали к княгине послов- сватов, чтобы те уговорили ее выйти замуж за их князя Мала. Первая, самая бескровная, по сравнению с остальными, легенда гласит, что княгиня велела закопать сватов заживо. Согласно второй – сватов сожгли в бане. Третья рассказывает о том, как княгиня отправилась к древлянам справлять тризну о убиенном муже и на поминках, когда убийцы напились, велела вырезать из всех. Четвертая – самая распространенная легенда о мести княгине Ольги, была описана в «Повести временных лет». Она не только объединяет все три предыдущие, но и повествует о финальном аккорде этой древнерусской трагедии.

«Повесть временных лет» - первый сохранившийся рукописный источник, охватывающий период русской истории с изначальных времен до 1117 года.

Согласно «Повести…» княгиня сначала заманила в Киев поочередно два посольства древлян – одно закопала, второе сожгла, а затем отправилась к Искорстеню – столице древлян. У ее стен и произошла кровавая тризна, на которой пролилась кровь пяти тысяч жителей города. Затем Ольга вернулась в Киев, чтобы через год снова прийти «на Деревскую землю» во главе своего войска и потребовать у побежденного племени дань. Она уверила древлян, что не желает более мстить, а подать возьмет символическую – с каждого двора по три голубя и три воробья. Обрадовавшиеся побежденные принесли Ольге требуемое, а на следующий день та велела привязать к ножкам птиц трут и отпустила их восвояси. Продираясь с вои гнеда и под стрехи, птахи высекли искры, от которых загорелись сеновалы, а затем и все другие постройки древлян, а так как горело у всех и все, тушить было некому, разыгрался страшный пожар и выжег все дотла.

Все мы с детства знаем имя великой княгини Российской Ольги. И знаем, по крайней мере, два эпизода из её жизни: Крещение княгини в Царьграде - и то, как примерно десятью годами раньше она отомстила древлянам за гибель мужа. Именно рассказ о мести княгини Ольги входил в советские учебники по истории, изучают его в школе и теперь.

Как известно, Игорь, великий киевский князь, был жестоко убит древлянами за то, что пытался взять с них непомерно большую дань. Произошло это около 945 года. После убийства Игоря послы древлян, «двадцать лучших мужей», явились в Киев и предложили Ольге выйти замуж за их князя Мала. Княгиня сделала вид, что предложение ей по душе, и сказала древлянам, что хочет оказать им «большую честь». Послушавшись княгиню, на следующий день древляне потребовали, чтобы их отнесли к ней «на головах вместе с ладьёй». По повелению Ольги ладья вместе с людьми была брошена в глубокую яму и засыпана землёй. Вскоре к Ольге пришли с посольством ещё восемь знатных древлян. Княгиня предложила послам для начала помыться в бане, где они были заперты и заживо сожжены. После этого Ольга с войском сама отправилась в древлянскую землю, повелела древлянам насыпать курган над могилой Игоря и вместе с ними стала править тризну. Тризна эта завершилась тем, что Ольгины люди зарубили пять тысяч древлян.

Собрав в Киеве большое войско, Ольга вновь двинулась на древлян. Поход был успешен, но княгиня не могла взять Искоростень - город, жителями которого был убит Игорь. Простояв под стенами города целый год, Ольга предложила его жителям откупиться до странного небольшой данью: по три голубя и три воробья «от каждого двора». Когда обрадованные древляне принесли воробьёв и голубей, Ольга повелела своим воинам привязать к птицам серу и трут, завязав их в тряпицы. Птицы полетели в гнёзда - и город мгновенно загорелся. Жители Искоростеня, которым удалось спастись от огня и меча, были взяты в рабство, а вся древлянская земля обложена тяжёлой данью.

Некоторые историки считают рассказ о мести княгини легендой, а кто-то, наоборот, уверен, что нестандартность и в то же время конкретность действий Ольги указывают на то, что в летописи описаны реальные события. Её поступкам нельзя не ужаснуться, и, конечно, многие задаются вопросом: как совершившая их женщина в дальнейшем могла стать христианской святой?

Прежде всего нужно не забывать о том, что Ольга в момент гибели князя Игоря и её ответного хода была язычницей. А язычники, как известно, были способны и на гораздо большие злодеяния - вспомним хотя бы то, как жестоко обходились они с христианами или как приносили богам человеческие жертвы. А Ольга, по языческим понятиям, совершала праведное дело: мстила за убитого мужа и повелителя! В то время на Руси уже были христиане, и Ольга не могла не слышать о вере, которую они исповедовали, но жила по законам отцов и, видимо, ещё не помышляла о Крещении. И в то же время в её житии говорится, что и тогда Ольга хранила в себе некую закваску праведности: ведь она стала женой киевского князя благодаря своему целомудрию. Их знакомство произошло на реке Великой, когда Ольга перевозила Игоря в лодке на другой берег. Красота девушки соблазнила князя, но она решительно отвергла его «ухаживания», пообещав отправить и лодку, и их обоих на дно, если князь не откажется от своих намерений. Игоря покорило её целомудрие, и вскоре он прислал к Ольге сватов. Нужно отметить, что Ольга и после смерти мужа вела себя крайне целомудренно - сохранила вдовство, хотя к ней сватался не только древлянский князь Мал, но и, по преданию, греческий император (что, конечно, едва ли было возможно, потому что он был женат).

Страшную расправу Ольги с древлянами можно отчасти оправдать ещё и тем, что она мстила им не только и не столько как частное лицо - женщина, потерявшая любимого мужа. Не заплаканная вдова, а великая княгиня подавляла восстание в своих землях, карала племя, выказавшее неповиновение и поднявшее руку на князя. Став правительницей русской земли, Ольга взялась, в сущности, за неженское дело, ей приходилось поступать и как жестокому воину, и как расчётливому хозяину. Недаром Карамзин, говоря о княгине Ольге, назвал её дела деятельностью «великого мужа», а в житии святой подчёркивается, что управляла она своими землями «не как женщина, но как сильный и разумный муж». А для сильного и разумного языческого правителя покарать непокорных, да ещё покарать так, чтобы об этом рассказывали повсеместно, на протяжении многих лет, - совершенно здравый политический ход.

И, наконец, месть Ольги древлянам говорит о ней как о человеке сильных чувств. Будучи язычницей, она была далека от смиренной молитвы распятого Христа: «Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Не дрогнув, княгиня довела свою месть до конца, и, может быть, именно эта способность её души воспламеняться и гореть долго помогла ей потом вместить веру Христову и пронести до конца земных дней. И имя в Таинстве Крещения княгиня получила соответствующее - Елена, что в переводе с древнегреческого означает «факел».

Бывает так, что по древней иконе проходит трещина, словно разделяя лик святого на две половины - более тёмную и более светлую. Крещение Ольги тоже стало своего рода глубокой трещиной, отделившей её мрачное языческое прошлое от светлых дней христианского подвига. Недавняя язычница стала храмоздательницей, благотворительницей и проповедницей, исходившей всю русскую землю, от Киева до псковских земель. Ей, человеку огромного темперамента, удалось смириться с тем, что её единственный сын Святослав, наследник киевского престола, так и не уверовал во Христа. Правда, он не мешал креститься всем желающим, и всё-таки в те времена Русь оставалась языческой и порой опасной для христиан. При жизни равноапостольной Ольге не удалось увидеть главного плода своих трудов - Крещения внука Владимира и всей Русской земли. Несомненно, что это она первая рассказала малолетнему князю о Спасителе. И, уже будучи грозным правителем и принимая решение креститься «по греческому закону», князь Владимир словно получил весточку от святой Ольги. «Если бы не был хорош греческий закон, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из людей»,- сказали ему бояре.

Сегодня в церкви читали Евангелие от Луки, в котором рассказывается о том, как Христос простил грехи блуднице. А ведь она даже не покаялась в них - просто омывала ноги Спасителя слезами и отирала своими власами. «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, - сказал Спаситель. - А кому мало прощается, тот мало любит... Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7, 36-50). Может быть, святая Ольга пришла ко Крещению ещё и потому, что слишком тяжело было у неё на сердце после страшной расправы с древлянами. Слёзы и покаяние великой княгини остались её тайной, Таинством, о котором знает только Господь.

- 13663

Месть княгини Ольги древлянам - легендарное историческое событие, произошедшее во время правления княгини Ольги и описываемое монахами Киево-Печерского монастыря (предположительно под руководством Нестора) в Повести временных лет.

После того как 945 году древляне убили князя Игоря, киевской княгиней стала Ольга, поскольку на момент смерти Игоря их сын Святослав был ещё совсем мал для правления. Став во главе государства, Ольга решила отомстить за смерть мужа и принудить древлян к покорности.

Первая месть Ольги
После убийства Игоря древляне прислали 20 «лучших мужей» к Ольге, решив посватать её к своему князю Малу. Послы приплыли в Киев на лодке по Днепру и пристали под Боричевым (напротив современной Андреевской церкви). Ольга притворно согласилась на предложение древлян, и, якобы для того, чтобы оказать честь послам, приказала своим подданным торжественно нести тех на лодках до её дворца. Тем временем во дворе уже была вырыта яма, в которую, по приказу Ольги, и были сброшены послы. Потом Ольга вышла из дворца и, наклонившись над ямой, спросила: «Хороша ли вам честь?». На что древляне ответили: «Горше нам Игоревой смерти». После этого княгиня приказала закопать их заживо.

Вторая месть Ольги
После этого Ольга попросила древлян снова прислать ей своих лучших мужей. Древляне откликнулись на её просьбу, отправив в Киев наиболее знатных своих людей - княжеского рода, купцов, бояр. Когда новые послы прибыли к Ольге, она велела сотворить «мовь», то есть истопить для них баню и сказала послам «измывшеся придите ко мне». Затем, дождавшись, пока послы зайдут внутрь, Ольга заперла в «истобъке» древлянских послов, после чего баню подожгли, и древляне заживо сгорели вместе с ней.

Третья месть
Киевское войско было готово к походу на Древлянскую землю. Перед выступлением Ольга обратилась к древлянам со словами: «Се уже иду я к вам, и устройте мне меды многие, иде же убиста мужа моего, и створю я над ним тризну». После этого она отправилась в путь с небольшой дружиной. Вблизи города Искоростеня, на могиле мужа, она повелела насыпать огромный курган и совершать тризну. Древляне пили, а Ольгины отроки прислуживали им. Древляне спросили Ольгу: «Где наши сваты, которых мы послали к тебе?». Она ответила, что они идут сюда вместе с киевской дружиной. В языческие времена на поминальном пиру не только пили, но и устраивали соревнования и военные игрища; Ольга решила использовать этот древний обычай для очередной мести. Когда древляне напились, княгиня сначала велела своим отрокам пить за них, а затем приказала убить их.

Четвёртая месть Ольги
В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Против киевлян выступило большое древлянское войско. Армия Ольги осадила главный город древлян - Искоростень, жители которого убили Игоря. Однако горожане стойко оборонялись, понимая, что не будет им пощады. Осада длилась целый год, но Ольге так и не удалось взять город. Тогда Ольга отправила послов к древлянам с такими словами: «До чего вы хотите досидеться? Или вы хотите все с голода умереть, не согласившись на дань. Ваши города уже взяты, и люди давно возделывают свои нивы». На что горожане ответили: «Рады бы мы отделаться данью, только ты за мужа погибшего жаждешь отомстить». Ольга сказала так: «Я уже отомстила за мужа своего, когда пришли вы к Киеву, и во второй, и в третий раз тогда, когда совершали тризну мужу моему. Поэтому я не буду мстить далее, лишь хочу взять с вам понемногу дани и, помирившись с вами, пойду обратно». Спросили древляне: «Что же ты желаешь взять у нас? С удовольствием дадим тебе мёда и меха». Она ответила на это так: «Сейчас вы не имеете ни мёда, ни мехов. Мне же надо с вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по трое воробьёв. Ибо не хочу я тяжелой дани накладывать на вас, как муж мой, а своего прошу у вас малого. Ибо утомились вы в осаде, поэтому дайте мне лишь сие малое». Древляне согласились и, собрав с каждого двора требуемое число птиц, с поклоном послали княгине. Такая необременительная дань не вызвала у них подозрений, так как у восточных славян было принято отдавать птиц в жертву богам.

В это время Ольга, раздав своим воинам голубей и воробьёв, приказала привязать к каждому трут, а как стемнеет - поджечь его и пустить птиц на волю. Так и сделали. Голуби полетели в свои голубятни, воробьи - под стрехи; в городе начался пожар. Когда жители начали покидать горящий город, Ольга приказала своим воинам ловить их: часть древлян была убита, часть - взята в плен. Позже некоторые пленные были отданы в рабство, а на остальных Ольга наложила тяжёлую дань.



Поделиться