Kоррекционные занятия для детей с аутизмом — стереотипные и сенсорные игры. Программа по коррекции аутизма план-конспект занятия на тему Программа работы психолога с ребенком аутистом

На семью, где есть ребенок аутист возложена очень ответственная роль. В нашей статье мы разберемся как помочь родителям правильно общаться и как заниматься с детьми аутистами.

Очень важно чтобы вы не отрицали действительность, не впадали в депрессию или уныние, когда узнаете о том, что ваш ребенок аутист. Нужно стараться не тратить время зря, а быстрее искать способы, которые могут помочь и родителям и ребенку адаптироваться в сложившейся ситуации и решить проблемы.

Аутизм - это нарушение развития головного мозга, при котором формируется сильный дефицит социального и психологического взаимодействия с окружающей средой, людьми.

Не смотря на то, что аутизм - это неизлечимое заболевание, существует много разных методик и занятий для детей аутистов. Чем раньше вы начнете действовать, тем продуктивнее будет результат. Дети в раннем детстве очень пластичны в плане эмоционального и психологического состояния, правильное и скорректированное воздействие в виде специальных игр и занятий поможет ребенку быстрее адаптироваться и принимать мир в комфортном свете. Для лучшего эффекта используется система мер, которая включает в себя медикаментозное лечение, физическую культуру, работу с психологами и педагогами и различные виды терапии.

Рассмотрим основные принципы проведения занятий с аутичными детьми, что необходимо сделать:

  • Индивидуально составить занятия в детском учреждении, где сначала будет проводиться просто знакомство с окружающей средой и остальными детьми.
Для детей аутистов попадание в новую незнакомую обстановку является огромным стрессом. Такому ребенку требуется большое количество времени чтобы привыкнуть к новому окружению и не пугаться его.
  • Наладить доверие и создать партнерские и дружеские отношения, чтобы малыш мог без опаски слушать и пытался лучше понимать что от него хотят. Важно общаться с ребенком аутистом на его языке, делать большое количество жестов, сильно мотать головой при ответе “да” или “нет”;
  • Уметь понимать, что ребенок “говорит”, когда он просто смотрит на вас. Многие дети аутисты не разговорчивы, они стремятся к уединению. Важно научиться понимать все жесты и взгляд малыша;
  • Стараться не смотреть прямо в глаза ребенку аутисту, так как это может восприниматься им как вторжение в личное пространство и вызовет лишние негативные эмоции или стресс;
  • Одно из самых главных правил в общении и при проведении занятий с такими детьми - это сохранять максимальное спокойствие. Чтобы у ребенка не было лишних стрессов, каких-то эмоциональных всплесков и потрясений. Малышу важно, чтобы он чувствовал, что находится в безопасном месте и спокойной обстановке.

Давайте более подробно поговорим о том как заниматься, если ребенок аутист. В современном мире существуют специальные центры и детские учреждения, для детей с диагнозом “аутизм”. Там как и в обычных детских садах и школах проводят стандартные занятия, которые заточены и скорректированы для детей с такими особенностями. Детей обучают грамоте, счету, художественному творчеству, развивают навыки общения, сенсорную интеграцию. Рассмотрим каждое занятие более подробно:

  • Развитие навыков общения проводится в виде игры. Детей просят сесть в круг для совместного времяпровождения, они могут петь, лепить, слушать различные истории педагога. Песни поются не простые, а которые будут взаимодействовать с движением частей тела. Взмахи руками, раскачивание головой и тому подобное;
  • Обучение грамоте и счету также чаще всего происходит в виде игры. Детей просят выстроить кубики в ряд и сосчитать их количество, разобрать предметы по цветам. Проводятся занятия с картинками, когда детям показывают карточки, а они называют и описывают то, что на них изображено;
  • Сенсорная интеграция. Это занятия, которые развивают и стимулируют различные органы чувств у ребенка. Они руками трогают предметы различных форм и поверхностей.
В домашних условиях можно тоже создать сенсорную комнату, где ребенок будет заниматься. Специалист подскажет как лучше это сделать и какие предметы там должны находиться.
  • Художественное творчество включает в себя занятия с пластилином, кинетическим песком, тестом. Дети стараются делать различные поделки с педагогами, также рисуют красками, фломастерами и карандашами.

Екатерина Алчинова
Коррекционно-развивающее занятие для детей 3–4 лет с особыми возможностями здоровья (ранний детский аутизм)

Задачи:

1. Снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроя.

2. Развитие познавательной деятельности, создание категорий.

Оборудование: муляжи (картинки) овощей и фруктов, сухой бассейн с шарами.

Ход занятия

I. Приветствие

Упражнение «Мы здороваемся по-разному» (контакт локтями)

II. Разминка

Пальчиковая игра «У бабы Фроси»

У бабы Фроси Пяток внучат. Выставить вперед правую руку. Растопырить пальцы правой руки.

Все каши просят. Все криком кричат. Поднести руки рупором ко рту. Громко крикнуть: “А-а-а!”ё

Акулька в люльке, Аленка в пеленке, Аринка на перинке, Степан на печке, Иван на крылечке. По очереди сгибать пальцы правой руки к ладони, начиная с мизинца. Отвести большой палец в сторону

Баба тесто месила, кашу варила, молоко топила, внучат кормила. Руки “месят тесто”. Левая рука “помешивает кашу”. Руки “ставят корчагу в печь”. Руки “раздают миски”.

Как каши наелись, молока напились, бабе поклонились, угомонились. Пальцы правой руки легко сгибаются, кланяясь левой руке. Расслабленные руки ложатся на стол.

III. Основное содержание

Упражнение "Овощи" и "Фрукты".

Цель: умение отличать овощи и фрукты; разграничивать предметы по категориям.

Задание: рассортировать муляжи (картинки) овощей и фруктов.

Материал: муляжи (картинки) овощей и фруктов

Сядьте с ребенком за стол и скажите: " Сейчас мы рассмотрим картинки!". Держите стопку картинок у себя, чтобы он не отвлекался. Покажите ему картинку со словами: "Смотри! Это овощ". Следите, чтобы он смотрел на картинку, а затем положите ее перед ним на стол. Возьмите картинку с фруктом и скажите: "Смотри! фрукт". Подчеркните слова "овощ" и "фрукт". Положите вторую картинку рядом с первой. Выполняя это упражнение не называйте предметы, так как сейчас речь идет не о конкретных обозначениях. Перейдите подобным же образом к следующим картинкам. Говорите каждый раз: «Это овощ! Это фрукт!»,- и кладите картинки на соответствующие стопки. Когда все картинки будут рассортированы, заканчивайте упражнение и пусть ребенок поиграет. Повторите это упражнение в следующие дни еще 2-3 раза, сами сортируя картинки. Когда ему задание станет знакомым, попросите ребенка показать, к какой стопке относится картинка. Делайте это, сначала работая с одной или двумя картинками. Привлекайте его все больше, пока он не сможет самостоятельно сортировать все картинки.

Игры в сухом бассейне.

Упражнение «Ежики спрятались». Исходное положение: лежа в бассейне на спине. Ребенок прижимает колени к груди, обхватывают их руками и перекатываются на спине вперед и назад.

Упражнение «Бабочка летит». Исходное положение: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Ребенок разводит и сводят колени.

IV. Рефлексия занятия

Что мы сегодня делали на нашем занятии?

Что понравилось?

Что не понравилось?

V. Ритуал прощания

Упражнение «Прощание» (контакт локтями)

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.

Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.

Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.

Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.

Поэтому стоит:

  • принять состояние ребенка;
  • внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
  • составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
  • каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
  • обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.

Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки. Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.

Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.

Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло. Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям. И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.

Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели

Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.

Виды развивающих игр:

  • Предметная;
  • Сюжетно-ролевая;
  • Стереотипная;
  • Сенсорная.

Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.

Предметные игры для детей аутят
«Мячик, катись!» Педагог или родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе, когда ребенок в ней освоиться.
«Открой – закрой» Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т.д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы.
«Ужин для кукол» Предложите малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо.

Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.
Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.

Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.

Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.
Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней. Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.

Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:

  • нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
  • проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
  • снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
  • введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).

Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.

  1. «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
  2. «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
  3. Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
  4. «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
  5. Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
  6. « Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.

Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.

Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение. Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д. Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.

Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.

Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами. Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении. Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.

Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей. Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома. Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.

Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама. Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов. Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.

Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года

Видео — Занятие за столом с мальчиком с аутистизмом. 6 лет

Утверждаю »

Директор МБОУ БГО СОШ №6

Каверин В.В.

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом

Педагог-психолог:__________Евсеева Н.И.

Пояснительная записка

Искаженное развитие - это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos - сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность -преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей - аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Актуальность программы:

Для детей имеющих ограниченные возможности в развитии, проблема проведения мероприятий, стимулирующих развитие, является очень актуальной. Чтобы предотвратить тяжелое отставание или по возможности уменьшить ущерб от него нужно своевременно проводить стимулирущие коррекционные воздействия для позитивного влияния на ребенка и приближение его к поведению здоровых детей.

Цели программы:

Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы :

Обучающие:

Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта

Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;

Формирование социально -приемлемого поведения;

Обучение пониманию своих собственных чувств, распознавание эмоционального состояния другого человека;

Обучение вербальному выражению своих желаний и чувств;

Развивающие:

Развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления ;

Развитие речи;

Воспитывающие: - формировать интерес к художественной деятельности;

Воспитывать у детей умение видеть красоту в окружающем мире;

Формировать умение работать в коллективе;

Формирование навыков социально- бытового ориентирования и самообслуживания.

Отличительной особенностью данной программы является синтез упрощенных заданий, а также возможность варьирования заданий с целью их дифференцированной подачи.

Основные этапы психологической коррекции:

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 5 до 14 лет. В основе коррекционно- развивающей программы лежат индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Программа разбита на следующие этапы.

Первый этап

Установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему.

Второй этап

Усиление психологической активности детей, стимулирование детей к повторению действия, подражанию,развитию приемов самообслуживания.Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе

Важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности. А также развитие основных психологических процессов.

Тематическое планирование

п/п

Раздел программы

Кол-во часов

«Техника безопасности на занятиях»

Введение понятий: «пешеходный переход», «светофор», «проезжая часть дороги». Сюжетная игра: «Пешеходный переход». Рисунки - трафареты

Диагностика

Aнкетирование, Оценка основных навыков. Составление индивидуального плана работы

Диагностика

Диагностика познавательной, эмоциональной сфер, мелкой и крупной моторик. Составление индивидуального плана работы.

«Я и ты»

Игра №1 «Раскачивание на ручном гамаке»

Цель: проприоцептивное и вестибулярное воздействие, совместное внимание.

«Я и ты»

Игра №3 «Сосиска в одеяле»

Цель: проприоцептивное воздействие, общение, осознавание своего тела, развитие вестибулярной системы, подготовка к обучению

«Я сам»

Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий

«Мои возможности»

Игра №2«Нащупай в мешке»

Цель: соотнесение тактильной и зрительной информации, тактильное распознавание, речевое развитие, снижение тактильной гиперчувствительности.

«Мои способности»

Психотехника «У-СИН»

«Основы безопасности дорожного движения»

Работа с карточками - заданиями, где необходимо распознать и предвидеть опасность, принять эффективное решение. Упражнения - игры: «Иголка в стогу сена», «Хождение по линии». Рисунок дорожных знаков.

«Мои возможности»

Игра №4«Крестики- нолики»

Цель: осязательное воздействие, автономность движений пальцев, зрительно-моторная координация, зрительное восприятие, планирование движений (праксис) и мышление

«Мои возможности»

Игра №5 «Веселые пузыри»

Цель: зрительные навыки, зрительно-перцептивное развитие, зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука»,очередность, осознание своего тела, речевое развитие, тренировка артикуляции и улучшение техники дыхания.

«Мои возможности»

Игра №6 «Спрятанные сокровища»

Цель: тактильное развитие, тактильное воздействие, снижение тактильной гиперчувствительности, первоначальные учебные навыки.

«Мои возможности»

Игра №8 «Кто прячется в башне»

Цель: тактильное привыкание, тренировка мышц верхних конечностей, зрительная память.

«Мои возможности»

Игра №12«Трикотажные качели»

Цель: вестибулярное воздействие, проприоцептивное воздействие, успокаивающий эффект, возбуждающее воздействие.

«Мои возможности»

Игра № 15«Шум в ушах»

Цель: слуховая чувствительность, слуховое различение.

«Мои возможности»

Цель: зрительно- моторный контроль, тренировка дыхания, контроль и тренировка артикуляции.

«Основы безопасности дорожного движения». «Профилактика несчастных случаев на воде»

Обозначение опасных мест на улицах и дорогах, вокруг школ и домов. Упражнения - игры: «Внимательные глазки», «Светофор», чтение сказки о правилах дорожного движения, с последующим обсуждением. Рисунок светофора.

«Мои возможности»

Игра №17«Конвейер»

Цель: координация крупной моторики, зрительно- моторная интеграция, зрительные навыки.

«Мои возможности»

Игра №18 « Крушение доски-каталки»

Цель: проприоцептивное воздействие, навыки крупной моторики, вестибулярный аппарат.

«Мои возможности»

Игра №20 «Парящий шарик»

Цель: вращение корпуса, моторный контроль, зрительное слежение, зрительно- моторная координация в системе глаз рука, билатеральная(двусторонняя) координация, физическая выносливость, устойчивость туловища, социализация. слуховая интеграция.

«Мои возможности»

Игра №22«Сафари на каталке»

Цель: планирование движений(праксис),укрепление мышц верхней конечности, билатеральная (двусторонняя) координация, вестибулярное воздействие, следование в заданном направлении, проприоцептивное воздействие, зрительно- моторные навыки, речевое развитие.

«Мои возможности»

Игра №23 «На велосипеде по лабиринту»

Цель: планирование движений (праксис) вестибулярное воздействие, укрепление мышц нижних конечностей, зрительное внимание, вестибулярно- зрительная интеграция.

«Мои возможности»

Игра №24«бросание мячиков»

Цель: планирование движений (праксис) зрительно- моторные навыки, зрительное слежение и фиксация

«Мои возможности»

Игра №26 «Ловец с ведром»

Цель: : планирование движений (праксис) зрительно- моторные навыки, проприоцептивное воздействие

«Основы безопасности дорожного движения»

Введение понятий: «первая помощь», «дорожно-транспортный травматизм». Обсуждение дорожных ситуаций, требующих помощи окружающих. Игра: «Дорожные знаки».

«Мои возможности»

Игра №27«Ловим на восьмерке»

Цель: вестибулярно-зрительная интеграция, координация движений, слуховое воздействие и интеграция.

«Я сам»

«Мои возможности»

Игра №29 «Скользящий мяч»

Цель: навыки крупной моторики, вестибулярно- зрительная интеграция, зрительно- моторная интеграция, зрительная конвергенция

«Мои возможности»

Игра №30«Попади мячиком в цель»

Цель: зрительно- моторная координация в системе глаз рука, планирование движений (праксис) по словесной команде, распознавание букв команде

«Мои возможности»

Игра №31«Черепаший панцирь»

Цель: планирование движений (праксис) зрительно- моторная интеграция, укрепление мышц верхних конечностей, развитие мышц кисти руки, осознание тела.

«Мои возможности»

Игра №32 «Монетки в копилке»

Цель: разработка пинцетного захвата, действия одной рукой, навыки крупной моторики

«Мои способности»

Я рисую пальчиковыми красками «Елка»

«Техника безопасности на занятиях» «Основы безопасности дорожного движения»

Какие бывают светофоры. Лево,право,середина дороги

«Мои возможности»

Игра №33«Забиваем колышки»

Цель: зрительно- моторная координация в системе глаз рука, моторный контроль, тренировка кисти руки, стабилизация верхних конечностей.

«Мои возможности»

Игра №34 «Город на реке»

Цель: формирование свода кисти руки, тренировка мышц верхних конечностей, тренировка мышц кисти руки тактильное воздействие, тренировка мышц кисти руки.

«Мои возможности»

Игра №36 «Собираем на скорость»

Цель: тренировка мышц руки, противопоставление большого пальца, внимание, последовательность при выполнении заданий.

«Мои возможности»

Игра №38«Вкусное ожерелье»

Цель: билатеральная двусторонняя координация, действия одной рукой, зрительно- моторная координация в системе глаз рука

«Мои возможности»

Игра №39«Лепим и режем» Цель: билатеральная двусторонняя координация, действия одной рукой, проприоцептивное воздействие

«Мои возможности»

Игра №40 «Авангардная живопись»

Цель: пинцетный захват, противопоставление большого пальца, тактильное воздействие развитие крупной моторики (мышц плечевого пояса)

«Мои способности»

Работа с соленым тестом

«Основы безопасности дорожного движения»

Как перейти перекресток

«Мои возможности»

Игра №41« схватить пока не убежало»

Цель: билатеральная двусторонняя координация зрительно- моторная координация в системе глаз рука,навыки мелкой моторики,зрительные навыки

«Мир эмоций»

Игра №42«Ку-ку»

Цель: понимание элементарных свойств объектов, совместнойе внимание, социальное взаимодействие

«Мир эмоций»

Игра № 43«Красный свет, зеленый свет»

Цель: контроль над телом, следование подсказкам, речевое развитие, первоначальные учебные навыки, проприоцептивное воздествие, социальное воздествие

«Мир эмоций»

Игра№44 «Ищем пару»

Цель: оперативная память, следование правилам, игра по очереди, речевое развитие.

4 6

«Мир эмоций»

Игра №45«Где в моем мире»

Цель: Формирование пространственных представлений, речевое развитие

4 7

«Мир эмоций»

Игра №46«Любимый герой командует»

Цель: выполнение инструкций, слуховые навыки, речевое развитие,

4 8

«Мои способности»

Аппликация к празднику

«Основы безопасности дорожного движения»

Как вести себя на остановке,правила посадки и высадки на остановке.

5 0

«Мир эмоций»

Игра №47«Изображаем предлоги»

Цель: речевое развитие

5 1

«Мир эмоций»

Игра №48«Вспомни слово»

Цель: речевое развитие, слуховая память, вестибулярное воздействие

5 2

«Мир эмоций»

Игра № 49«Чем заканчивается»

Цель: слуховая память, воображение, эмоциональный интеллект.

5 3

«Мир эмоций»

Игра № 51«Порядок дома»

Цель: навыки расположения по порядку, зрительная память, навыки повседневной жизни

5 4

«Я и ты»

Игра №52«щекотка»

Цель: социальное взаимодействие, зрительный контакт, совместное внимание

5 5

«Я и ты»

Игра №53«Что не хватает на лице»

Цель: эмоциональное распознавание, зрительная память, целостное восприятие

5 6

«Мои способности»

Аппликация « Цветок»

5 7

«Основы безопасности дорожного движения»

Обсуждение схем обращения за помощью, как эффективно оказывать помощь. Ориентирование по дорожным знакам. Рисунки по теме

5 8

«Я и ты»

Игра №54 «Угадай кто»

Цель: узнавание лиц, зрительная память

«Я и ты»

Игра №«56»

Цель: Указываем пальцем,совместное внимание, указывание пальцем, зрительное слежение, зрительное различение

6 0

«Я и ты»

Игра № 57« Описание людней на карточках»

Цель: навыки наблюдения, эмоциональный интеллект, речевое развитие

6 1

«Я и ты»

Игра № 59«Я вижу я делаю»

Цель: навыки двигательной имитации, навыки сопряженной имитации, тактильное воздействие, социальное взаимодействие

6 2

«Я и ты»

Игра №60 «Показываем телом»

Цель: язык тела, совместное внимание

6 3

«Я и ты»

Игра №62«Не урони мяч»

Цель: эмоциональный интеллект и социальное развитие, распределение внимания

6 4

«Мои способности»

Работа с пластилином «Украшение пасхального яйца»

6 5

«Основы безопасности дорожного движения»

«Профилактика несчастных случаев на воде

Обсуждение правил дорожного движения при катании на велосипедах, скейтах, роликах. Требования к одежде, обеспечивающая защиту. Настольная игра - «На улице».май

6 6

«Я и ты»

Игра №69«Карточки на каждый день»

Цель: соотнесение слова и его значения зрительные навыки, зрительно- перцепривные навыки

6 7

«Я сам»

Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий.

6 8

«Я и ты»

Игра № 70«К пазлу через препятствия»

Цель: формирование логических выводов планирование движений, зрительно пространственные навыки

«Я и ты»

Игра №74 «Гонки на бумаге»

Цель: навыки мелкой моторики, речевое развитие понятие о направлениях первоначальные учебные навыки

7 0

«Я и ты»

Игра №19«Прыгающие медведи»

Цель: речевое развитие первоначальные учебные навыки: планирование движений зрительное слежение проприоцептивное воздействие вестибулярно- зрительная интеграция

«Я и ты»

Игра «Картофельная голова»

Цель: распознавание эмоций, эмоциональный интелект

7 2

Диагностика

Диагностика познавательной, эмоциональной сфер, мелкой и крупной моторик. Оценка основных навыков.

Предполагаемые результаты

Применение навыков социально- бытового ориентирования и самообслуживания;

Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

- ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

Развитие познавательных навыков;

Развивать понятийный аппарат и моторику рук;

Развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

Для определения результатов осуществляются наблюдение, оценка развития основных навыков, опрос родителей обучающихся.

Материально- техническая и учебно- методическое обеспечение программы

Учебно-методическоие пособия, книги, предметы быта различных цветов, форм, фактур, муляжи, игрушки, игры, карточки, наборы для творчества, сенсорные коробочки, видео- и аудио диски.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. - М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами вразвитии. -СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

7.Лютова Е.,Монина Г.-« Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»- СПб.: Речь,2006

8.Хилтунен Е.А.- «Дети Монтессори»- М.: Астрель: АСТ,2008

9.Монахова А.Ю._-«Психолог и семья: активные методы взаимодействия»- Ярославль:Академия развития,2004

10.Хухлаева О.В.- « Основы психологического консультирования и психологической коррекции»-11.М.:Гумманит. Изд. Центр Владос,2001

12.Захаров А.И. -«Дневные и ночные страхи у детей»- СПб: Издательство « Союз»,2004 1.

Уход от действительности в себя в острой форме называется аутизмом, при этом человек старается полностью отказаться от общения с окружающими. Данный термин был изобретен Эйгеном Блейлером еще в начале XX века и ранее воспринимался как особая форма шизофрении.

Аутизм объединяет целый спектр психофизических неустойчивых состояний. Заболевание можно заметить по таким симптомам как проблемная речь, трудность взаимодействия с другими людьми, проблемы с интеллектуальным развитием. Выделяют несколько сфер влияния болезни: сфера общения в обществе, а также эмоции и фантазия.

Коррекционная работа

Лучший эффект при работе с детьми достигается за счет использования комплекса мер, который объединит работу в разных сферах воздействия. При этом для любого малыша должна быть разработана индивидуальная программа занятия, учитывающая его особенности развития.

Разработав единый подход, сочетающий в себе требуемые лекарства и работу психолога, можно достичь более сильного результата. Комплексный подход поможет облегчить привыкание малыша к среднеобразовательному или дошкольному заведению. Постоянно общаясь с детьми, психолог сможет применять методы с учетом всех тонкостей общения с аутичными пациентами. Педагог, в свою очередь, проконтролирует получение необходимого уровня образования и вовлечет ребенка с помощью занятий.

Родителям нужно осознать, как именно происходит восприятие окружающего у их ребенка, и как он реагирует на общение, чтобы найти общий язык и подобрать способ проявления эмоций

  • следите за тем, что интересно малышу;
  • смиритесь с состоянием ребенка;
  • соблюдайте ежедневный план задач;
  • выработайте и приучите малыша к ежедневным привычкам;
  • посещайте и будьте рядом на всех важных мероприятиях;
  • соорудите комфортное место для обучения и отдыха;
  • контролируйте и отслеживайте признаки некомфортного поведения или усталости воспитанника;
  • медленно и наглядно ежедневно демонстрируйте ребенку важные бытовые и моральные аспекты жизни.

Цели коррекционной работы

Первостепенной задачей психолога является создание комфортной среды для детей в семье, подбор правильного питания и уменьшение некомфортных условий. Индивидуальная программа занятия с аутичными детьми должна включать следующие основополагающие моменты.

  1. Одно из направлений коррекционной работы позволяет направить поведение ребенка и получить понимание цели своих действий. Сначала достигаются яркие эмоции, когда используются несложные для ребенка занятия. Со временем упрощается достижение этих целей и на основе положительных реакций педагог подталкивает воспитанника к самостоятельному достижению задач.
  2. Второе направление развивает навыки коммуникабельности. При любых особенностях речевых проблем необходимо постоянно общаться с детьми-аутистами, открывать новые слова и объяснять, что происходит вокруг. Далее следует постепенно привлекать ребенка к разговорам о планах на день, участвовать в процессе их осуществления и подводить вместе итоги. На следующем этапе вместе с маленьким напарником можно будет составлять план на более длительный период времени, подталкивая в будущем к самостоятельному планированию.
  3. Третье направления помогает освоить воздействие на бытовом уровне в кругу семьи. Ребенку требуется терпеливо объяснять и помогать выполнять бытовые задачи, такие как, например, мытье посуды, чистка зубов, подготовка к прогулке, сборы перед поездкой.
  4. Последнее направление основывается на принятии ребенком окружающего мира. Аутичных детей необходимо постепенно приучать к общению с взрослыми, расширять его кругозор и учить ориентироваться вокруг, при этом окружающий мир должен восприниматься без негативных реакций.

Приемы коррекционного воздействия

Поскольку налаживание эмоционального контакта и достижение остальных целей при общении с детьми аутистами невероятно усложняется, специалистами были разработаны следующие приемы и рекомендации.

  1. При осуществлении какой-либо деятельности аутичный пациент должен ясно понимать для чего он этого делает, и каким образом можно осуществить поставленную задачу. Рекомендуется разместить в местах пребывания больного карточки-подсказки, где будет отражена схема всех действий по порядку.
  2. Аутисту будут интересны занятия по складыванию пазлов и отгадыванию головоломок, так как в этой деятельности они понимают цель и порядок своих действий.
  3. Аутичные дети легко справляются с однотипной работой, поэтому им очень нравится коллекционирование. Педагог может увлечь ежедневными записями о погоде, кормлением рыбок, коллекционированием фотографий, листьев или камней.
  4. Детям с аутизмом сложно управлять своими движениями. Часто им очень сложно ориентироваться в окружающем пространстве, поэтому один из приемов учитывает развешивание нескольких зеркал так, чтобы ребенок мог постоянно наблюдать за своими действиями со стороны.
  5. Необходимо постоянно проводить успокаивающие тренинги и занятия для улучшения реагирования на телесный контакт.
  6. Детям с нарушениями очень сложно задерживать свое внимание на одном и том же, поэтому следует часто менять вид деятельности.

Игра как основной элемент коррекционной работы

Коррекционная работа с детьми с нарушениями должна быть длительной и продуманной. В первое время малыш может вовсе отказываться от контакта с педагогом, бояться групповых и индивидуальных занятий. Важным моментом при планировании коррекционной программы является понимание того, что ребенок согласится быть вовлеченным только в те занятия, которые его заинтересуют.

Поэтому, особенно в начале знакомства, необходимо подготовить сразу несколько
сценариев общения, так как аутист может категорично отказаться идти на контакт или играть в определенную игру.

Каждое упражнение следует начинать с цели и порядка осуществления. Самыми тяжелыми для аутичных детей являются занятия в группе, так как для них очень сложно общаться с другими детьми. Перейти к таким играм можно только после привыкания и достижения спокойного поведения в индивидуальной работе, а также после согласия взаимодействия со сверстниками.

Стереотипные игры

Важно понять, что стереотипные игры в коррекционной работе с детьми-аутистами будут являться основной всего взаимодействия в дальнейшем, причем это будет единственный способ в своем роде. У каждого ребенка существует свой набор любимых стереотипных игр. Он может играть в них несколько часов, месяцев или лет, совершая действия понятные только ему.

Основные характеристики стереотипных игр для детей с нарушениями:

  1. Цели и причины каждого действия должны быть понятны ребенку, но не всегда могут быть понятны для окружающих.
  2. В стереотипных играх участвует только пациент.
  3. Порядок действий постоянно повторяется.

Советы по проведению стереотипных игр для аутичных детей:

  1. Наиболее существенным достоинством является расслабляющий эффект, в это время ребенок чувствует себя «в своей тарелке».
  2. Если произошла негативная эмоциональная вспышка, необходимо вовлечь ребенка в любимую стереотипную игру. Чтобы ребенок доверял взрослому во время коррекционных занятий, он должен понимать, что в любой момент может вернуться в свою стереотипную игру и почувствовать себя комфортно.
  3. Очень медленно со временем можно добавлять новые сюжеты в старую стереотипную игру при условии, что малыш уже принял взрослого и допускает его в свою особенную деятельность.

Сенсорные игры

В процессе коррекционной работы следует также вовлекать детей, больных аутизмом, к участию в сенсорных играх. Часто одна из сенсорных игр может так понравиться ребенку, что на какое-то время превратится в любимую стереотипную игру, так как будет приносить ему приятные успокаивающие ощущения. Такие занятия он будет многократно повторять.

Хорошим методом является предложение сенсорной игры сходной со стереотипной. Если же получаемые от процесса эмоции отличаются от привычных стереотипных действий, вскоре вы можете столкнуться с ее неприятием.

Сенсорные игры позволяют детям получать новые эмоции от разных сенсорных источников (например, глаза, кожа или нос):

  1. Зрительные включают методики по изучению восприятия цвета, например, если один цвет перетекает в другой или цвета плавно смешиваются.
  2. Слуховые включают в себя разные звуки из повседневной жизни. Такие игры помогут отличать разные звуки позднее в обычной жизни (журчание воды, шелест травы, звуки музыки или пение птиц).
  3. Тактильные основаны на прикосновениях к различным поверхностям. Ребенок должен почувствовать разницу между разными текстурами поверхностей: различать гладкое и шершавое покрытие, мягкие и твердые или острые и хрупкие предметы, понимать величину предмета, его форму, температуру или влажность. Этот аспект является одним из самых важных для повседневной жизни.
  4. Двигательные помогают легче ориентироваться в своих движениях, менять свой ритм шагов или танцевать.
  5. Действия с вдыханием различных запахов помогут отличать ароматы и в повседневной жизни, аутист должен научиться различать приятные и отталкивающие запахи.
  6. Вкусовые игры помогут отличать вкусы ежедневных блюд или напитков.

Эффективность сенсорных игр:

  1. Ребенок ощущает приятные ему эмоции, тем самым его настроение постепенно улучшается. Общее поведение при этом может также поменяться в лучшую сторону.
  2. Дети начинают привыкать к взрослым. У ребенка появляется человек, которому можно доверять, и который способен ему помочь открыть глаза на новые горизонты. Эмоциональный контакт помогает направить развитие.
  3. Дети получают новые ощущения от своих сенсорных источников, что помогает им принять окружающую обстановку и легче в дальнейшем ориентироваться в пространстве.
  4. В занятиях детей появляются новые смысловые нагрузки, сюжетные линии, имитирующие отношения в обществе между людьми.

Составив грамотный план коррекционной работы с пациентом, имея комплексную поддержку со стороны педагогов и психолога, можно достичь отличных результатов и обучить аутиста большинству базовых навыков, адаптировать его к общению в социуме и задействовать потенциал интеллектуального развития



Поделиться