Почему девочки-подростки перестают заниматься спортом. Почему девочка погибла на уроке физкультуры? Почему это важно

. Там девочки от 4 до 14 лет смогут попробовать занятия, которые традиционно считаются для них неподходящими: столярное дело, футбол, шахматы, бокс. При этом, если на пути к образованию девочки во всем мире сталкиваются со множественными барьерами, которые создают взрослые, о чем свидетельствуют многочисленные исследования , то от физической активности они отказываются сами. О том, почему так происходит, «Снобу» рассказала партнер женского футбольного клуба GirlPower FC Мария Сучкова

Фото: Wikipedia

Девочки действительно отказываются заниматься спортом

В 2015 году в Великобритании провели исследование физической активности мальчиков и девочек школьного возраста. Выяснилось, что начиная с восьми лет девочки тратят меньше времени на спорт, чем раньше, а к 13-15 годам только 8 процентов девочек занимаются физической активностью хотя бы час в день.

Важно понимать, что эти 60 минут в день — не профессиональные занятия спортом, а самая простая физическая активность — спортивные кружки, уроки физкультуры и даже игры во дворе, — которая входит в базовые рекомендации ВОЗ.

В России такие исследования не проводились. Но можно с уверенностью сказать, что российские девочки в подростковом возрасте, так же как и британки, занимаются спортом меньше, чем мальчики, и чаще пропускают уроки физкультуры в школе.

Почему так происходит

Превращение из девочки в девушку — огромный стресс. Это не только телесные изменения, первые менструации, прыщи и волосы под мышками. Это еще и новый взгляд на свое тело, попытки найти свое место в группе сверстников, выстроить границы в отношениях со взрослыми, понять и сконструировать свою идентичность. Это резкие перепады настроения, неуверенность в себе, страхи, стыд, тревожность. К этому невозможно быть готовой.

Девочкам в подростковом возрасте важно, как они выглядят и как их воспринимают другие. Они чувствуют себя так, как будто за ними постоянно наблюдают и оценивают. Урок физкультуры может быть особым испытанием: нужно надеть форму, двигаться на виду у всех. «У меня слишком толстые ноги? Слишком худые? Ира уже начала брить ноги, а я еще нет. Не хочу переодеваться в общей раздевалке, другие девочки смотрят и потом будут меня обсуждать. Когда я бегаю, у меня трясется грудь и все смотрят. А эта форма на мне хорошо сидит? У меня месячные, я стесняюсь, а вдруг протечет. Если попросить освобождения, физрук будет допытываться и еще в журнале напишет, что месячные, лучше прогуляю».

Еще одна причина тревожности и отказа от спорта в подростковом возрасте — оценка спортивных результатов. Для не очень спортивных девочек, впрочем, как и для мальчиков, это повод для самокритики и сниженной самооценки: «Все сдали норматив, а я нет; я неуклюжая, в команду меня всегда выбирают последней; опять не попала по мячу в волейбольной игре, и все надо мной смеются». С другой стороны, есть стереотип, что девушка не должна быть «слишком спортивной», потому что мальчикам нравятся «женственные». И здесь уже становится сложно девочкам, которые всегда любили спорт.

Получается, что с переходом из детства в подростковый возраст спортивные занятия превращаются из игры и веселья в комплекс мучительных переживаний, с которыми девочка часто не может справиться и решает, что проще не ходить на физкультуру (или бросить занятия в спортивной секции).

Английская организация Women in Sport выяснила , что только 41 процент девочек-подростков получают удовольствие от спортивных занятий.

Вот как сами девочки описывают свои переживания:

При этом школы и учителя физкультуры зачастую не готовы к тому, чтобы помочь девочкам выстроить здоровые отношения со спортивными занятиями. Многие учителя по-прежнему считают месячные абсолютным поводом для освобождения от физкультуры и не объясняют девочке, что все зависит от ее самочувствия в конкретный день и готовности заниматься. Некоторые родители и даже врачи продолжают рассказывать девочкам, что заниматься спортом во время месячных вредно. Любой разговор об освобождении от урока «по физиологическим причинам» может обернуться для девочки стрессом, когда ей придется доказывать, что у нее месячные, или отвечать на вопросы о регулярности цикла. Кроме того, в большинстве школ нет возможности сходить в душ после спортивных уроков. Девочек могут заставлять приходить в форме, в которой им некомфортно. Не говоря уже о том, что специфика подросткового периода и комплекс эмоциональных и социальных проблем, которые может переживать девочка во время спортивных занятий, часто никак не учитывается ни психологическими службами в школе, ни самими учителями физкультуры при проведении занятий.

Почему это важно

Многие привычки, которые формируются в подростковом возрасте, остаются с нами на всю жизнь. Это касается и привычки заниматься спортом и осознанно относиться к своему телу. Пубертатный период может стать переломным моментом в отношениях девочки со спортом и физической активностью. Девочки в подростковом возрасте могут перестать заниматься спортом, даже если раньше они его любили. Из-за стеснения, дискомфорта, насмешек со стороны одноклассников, грубого учителя физкультуры.

При этом помимо очевидных плюсов (здоровья, хорошего самочувствия, снижения риска заболеваний), регулярные занятия спортом, особенно игровым, — это еще и развитие качеств, которые в девочках традиционно не воспитывают: уверенности в себе, лидерских навыков, умения преодолевать сложности. Эти качества помогут им не только в подростковом возрасте, но и в будущем: исследование компании Ernst&Young показало , что более 90 процентов женщин, занимающих позиции в топ-менеджменте международных компаний, в детстве и подростковом возрасте занимались спортом.

Что с этим делать

Чтобы поддержать интерес девочек к спортивным занятиям в подростковом возрасте, нужна комфортная среда. В первую очередь в школе. И значительная роль здесь принадлежит учителями физкультуры. Спортивные занятия должны помогать девушке становиться более уверенной, помогать ей в становлении новой идентичности. Они должны снимать тревожность, а не усиливать ее. Урок должен стать для девочки пространством, где она ощущает себя безопасно. Где она может играть и получать удовольствие от игры и своего развития.

Еще одна важная часть процесса — образование. Школа должна быть способна рассказать девочкам о пубертате и о том, как меняется отношение к физической активности в этом возрасте и почему важно не бросать спортивные занятия. Для школы это означает готовность отвечать на сложные и неудобные вопросы, разрешать проблемные ситуации, искать новые подходы там, где старые не работают. Но это именно тот вклад в физическое и психическое благополучие девушек, которого мы ждем от школы.

Подготовили: Мария Сучкова,

Это было после урока физкультуры. Я задержался, помогая тренеру укладывать маты, когда я пришел в раздевалку, там уже никого не было. Я спокойно одевался, надо было всего лишь надеть на спортивные штаны обычные брюки и на футболку – рубашку и пиджак. Я уже застегивал молнию. Когда из-за стенки, где была женская раздевалка, раздался смешок и девичий голосок: "О ширинку застегивает".
Надо рассказать какая у нас была раздевалка. Плитой было отгорожено одна треть класса, и еще одной плитой эта треть класса была разделена, плита упиралась в окошко и, хотя подоконник был распилен, при большом желании можно было, прижавшись к стеклу, заглянуть в соседнюю раздевалку. Что Лизка и сделала, в конце урока она пошла в туалет и видимо тоже задержалась.
Я повернулся лицом к окну и спросил: "А ты хочешь, чтобы я расстегивал?", и, не дожидаясь ответа, я медленно расстегнул ширинку и спустил брюки. Медленно спустил тренировочные штаны, оставшись в одних черных плавках. Мой член уже был приличных размеров от возбуждения и очень хорошо смотрелся в черной ткани. Дав ей немного полюбоваться, я слышал ее, уже тяжелое, дыхание, спустил трусы и несколько раз провел рукой по члену, чтобы он принял свои нормальные очертания. Через пару минут шум ее дыхания пропал и я начал одеваться, но как только натянул тренировочные брюки, дверь скрипнула и вошла Лизка. Она еще не передавалась и была в своем спортивном костюме, который состоял из коротких красных облегающих спортивных то ли штанишек, то ли шорт, через которые проглядывали швами трусики. И в плотной футболке, которая была спереди пришпилена английской булавкой к штанишкам, чтобы во время упражнений футболка не слишком задиралась, еще это четко обозначало, что лифчика на ней нет.
Двумя шагами она подошла ко мне и, обняв за шею, поцеловала в губы. Я левой рукой сзади залез ей в трусы и сжал левую ягодицу, правой рукой я расстегнул булавку, и она легким движением рук скинула ее на пол. На ней действительно не было лифчика, небольшие грудки целились сосками мне прямо в глаза. Пока я рассматривал ее грудь, она сняла с меня футболку.
Я присел и снял с нее штанишки, она, легко переступая ногами, помогла их снять и движением ноги отшвырнула их куда-то в угол. На ней были совсем детские трусики – белые в цветочек, я тоже их снял и поцеловал то, что они скрывали. Она руками дала мне понять, что мне надо встать и сама присела. Она стянула с меня штаны и трусы и, расцеловав мой член, взяла его в рот. Но минета мне было мало. Я подхватил ее под попу, приподнял и насадил на свой член. Лизка обхватила меня руками и отчаянно работала бедрами, не забывая расцарапывать мне спину. Минут через пять у меня начали подкашиваться ноги, я спустил Лизку на пол, повернул спиной, она оперлась об стену, и мы продолжали. Еще минут через десять я вытащил из нее член и чуть дрочнув пустил Лизке на спину мощную струю спермы. Лизке липкая спина не очень понравилась, пришлось вытирать спину своим платком. После этого Лизка быстро оделась и убежала в свою раздевалку продолжать переодеваться.

«С девушками проводить занятия намного труднее, чем с юношами»,- такое часто можно услышать из уст учителя физической культуры или тренера, особенно если он мужчина.

Да это и немудрено: ведь женский организм имеет свои «секреты», которые, к сожалению, еще не все педагоги учитывают в работе. Одни - по незнанию, другие - по лености ума и душевной черствости. Об особенностях физи­ческого воспитания школьниц поэтому и хочется поговорить более подробно.

Женский организм отличает целый ряд морфо­логических и функциональных признаков. Поло­вые различия отчетливо дают о себе знать уже в детском возрасте. Так, по сравнению с мальчи­ками у девочек ниже уровень развития силы и быстроты двигательной реакции; в то же время у них лучше развиты такие качества, как гибкость, пластичность, чувство ритма.

С началом периода полового созревания различия между девочками и мальчиками стано­вятся все более заметными. В 12 - 16 лет девочки быстро растут и прибавляют в весе, причем по этим показателям они могут опере­жать мальчиков. Особенно быстрое физическое развитие девочек наблюдается в 15 - 16 лет. Затем до периода его завершения (19-21 год) эти показатели изменяются мало. Девушки суще­ственно уступают юношам в росте, весе, развитии мышц.

Объемы легких и сердца у девочек меньше, чем у мальчиков. На 10-15 % меньше у девочек и масса сердца. Эти морфологические особенно­сти в основном обусловливают и функциональные различия. Так, у девочек снижен систолический и минутный объем кровообращения, частота сердечных сокращений в среднем на 10 уд /мин больше, а максимальное артериальное давление на 5-7мм рт. ст. ниже, чем у мальчиков. Различия касаются и максимального потребления кислоро­да: оно у девочек на 25-30 % ниже, чем у мальчи­ков. Таким образом, девочки и девушки имеют относительно более низкие функциональные возможности сердечнососудистой и дыхатель­ной систем, что, естественно, обусловливает и бо­лее низкую их физическую работоспособность.

Помимо этого физиологические особенности эволюции женского организма являются причи­ной легкой ранимости сердечнососудистой системы, в частности в подростковом и даже в более позднем возрасте, что обычно совпадает у девушек с учебой в выпускном классе, поступлением в вуз, устройством на работу. Возросшая же нагрузка на фоне различных изменений в организме может вызвать переутомление, истощение нервной системы. В таких случаях полноценное питание, достаточный сон, правильный режим труда и отдыха, рациональ­ные занятия физическими упражнениями, атмо­сфера спокойствия и доброжелательства, чуткое и тактичное отношение старших, в первую очередь родителей и учителей, - непременные условия предупреждения и устранения неврозов сердечнососудистой системы у девушек.

Все сказанное выше говорит о том, что в физкультурно-спортивных занятиях со школь­ницами необходимо постоянно ориентироваться на особенности женского организма, его физио­логические, психические и другие отличия по сравнению с организмом мужчины. Самой при­родой мужчине и женщине уготованы разные роли. Мужчина обязан быть атлетически разви­тым, сильным, могучим, что должно позволить ему достойно работать во всех самых трудоемких отраслях производства, преодолевая всевозмож­ные сложности, готовиться к "защите Родины. Женщине, матери природа предопределила мягкость, доброту, нежность, душевную гиб­кость, любовь к детям. На развитие этих качеств и соответствующих им физических способностей (пластики, изящества, грациозности, высокой степени координации движений, физического совершенства, направленного в первую очередь на деторождение, продолжение рода человече­ского) и должны быть нацелены физкультурно-спортивные занятия в школе, начиная с уроков физической культуры.

К сожалению, пока раздельное обучение девушек и юношей официально предусмотрено лишь в старших классах. В начальных и средних классах только в ряде разделов учебной про­граммы содержится материал, специально пред­назначенный для девочек. Однако исключитель­но важно в любом случае, в каждом классе, на каждом уроке, спортивной тренировке при помощи варьирования нагрузок, использования различных упражнений, изменения их направлен­ности постоянно дифференцировать физическое воздействие на организм девочек и мальчиков. В связи с этим, думается, можно только приветствовать попытки ряда учителей делить классы по половому признаку на занятиях уже в начальной школе (при объединении двух параллельных классов один учитель работает с мальчиками обоих классов, другой - с девоч­ками).

Уже с самого младшего возраста надо стре­миться также воспитывать у школьниц женственность, уважение к себе, умение сохранять свое достоинство. Естественно, наравне с этим и мальчиков с первого же дня их пребывания а школе надо учить быть мужчинами, всегда готовыми прийти на помощь своим более слабым сверстницам.

Предчувствую возражения: конечно, все это правильно, количественные характеристики жен­ского и мужского организма (рост, вес, объемы легких и сердца, мышечная масса и др.) не в пользу первого. И это, бесспорно, надо учитывать.

В частности, данный анализ показывает, что реальные физические возможности женского организма выше тех, которые можно предвидеть, исходя из сравнения отдельных его составляю­щих. КПД женского организм», выражающийся отношением выполняемой работы к ресурсам, которыми он располагает для ее осуществления, оказывается выше. Это хорошо видно на примере Спортивных результатов женщин, уступающих достижениям мужчин намного меньше, чем следовало бы ожидать. К тому же если проанали­зировать кривые рекордов в самых различных видах спорта, то можно увидеть, что рекорды женщин прогрессируют гораздо быстрее, чем мужчин. Выявлены и большие способности «слабого пола» к нагрузкам, требующим пре­дельной выносливости. Выяснилось, к примеру, что к концу марафонского бега женщины не страдают от крайней усталости, обморочного изнеможения, как это нередко происходит с представителями «сильного пола». И дело здесь, как утверждают специалисты, отнюдь не в том, что мужчины значительно больше, чем женщины выкладываются в спортивных соревно­ваниях.

Приводят и такой любопытный факт. Известно, что результаты во многих видах спорта зависят от силы мышц, которая у женщин, как уже отмечалось, меньше, чем у мужчин. Однако если определить силу мышц по отношению к массе тела и его размерам, то окажется, что у женщин эти показатели, как правило, не уступают муж­ским. А под влиянием систематической трени­ровки сила и выносливость мышц у женщин возрастают даже больше, чем у мужчин, причем без заметного увеличения мышечной массы.

Указанный факт, который специалисты объясня­ют гормональными различиями (в частности, тем, что ряд половых гормонов, особенно тестосте­рон, вырабатывается в женском организме в 20-25 раз менее интенсивно, чем в мужском), свидетельствует в пользу того мнения, что спортивные занятия |в том числе силовые) не формируют у женщин мужское телосложение.

В общеобразовательных школах физическим воспитанием охвачены все девочки и девушки, среди которых может не быть ни одной с выдаю­щимися физическими способностями. Поэтому в первую очередь в работе общеобразователь­ных школ нужно ориентироваться на относитель­ную слабость и связанные с ней особенности женского организма, а не на его выявляемую спортивными специалистами силу, «равноправие» с организмом мужчины.

Да и не следует забывать, как мы уже подчеркивали, что ей предстоит стать матерью, от здоровья которой во многом зависит и здоровье ее ребенка. А только что перечисленные нами виды спорта и другие, связанные с подниманием предельного веса, жестким, физическим единоборством, с излиш­ним перевозбуждением, с переохлаждением организма, как раз могут нарушить детородную функцию женщины.

Почему мы на этом заостряем внимание учителя физической культуры! Да потому, что в последнее время, в связи с ростом преступно­сти и насилия, девушки, стремясь обрести средства самозащиты, потянулись ко многим сугубо мужским видам спорта. Девушки требуют организации занятий по этим видам спорта. И учителя физической культуры не могут стоять в стороне от их запросов. Именно они должны натолкнуть своих воспитанниц на правильный выбор вида спорта. Именно им во всем следует проявлять благоразумие, учитывать специфику женского организма и предназначение женщины в обществе.

Замечено, например, что при правильной организации занятий не вредит женскому орга­низму увлечение девушек дзюдо, самбо, барьбой. Такие занятия не отражаются пагубно на женской фигуре, осанке, не вызывают не свойственные девушкам повадки.

Как правило, не вызывает возражений и увле­чение девушек атлетической гимнастикой, если, конечно, эти занятия проводит опытный специа­лист под постоянным наблюдением медицинско­го работника. Музыкальное сопровождение, подобранное соответственно выполняемым упражнениям, повышает эффективность таких занятий.

Безусловно, родителей девушек, да и их самих волнует вопрос, не отразятся ли спортивные занятия, тем более не совсем обычными для женщин видами спорта, на специфических функ­циях женского организма. Думается, что ответ может быть однозначным: при разумном выборе этих видов спорта, при правильной, всесторонне продуманной методике тренировок, исключаю­щей тяжелые травмы, перенапряжение функцио­нальных систем и переутомление организма, вредных последствий для здоровья юных спортс­менок быть не должно. Это подтверждают исследования многих ученых и жизненная прак­тика выдающихся спортсменок, которые испыты­вали основательные физические нагрузки уже со школьного возраста.



Поделиться