Куклы на панно сделанные своими руками. Коврики-панно для мини музея народной куклы. Календарь народной куклы. Весна

Изучение народных костюмов — это очень интересный и познавательный процесс со множеством удивительных открытий. Такие куклы в башкирских национальных костюмах можно слепить из обычного пластилина, используя для основы пластиковую бутылку. Создавая такие поделки вместе с детьми, вы приобщаете их к народным традициям через знакомство с куклами, воспитываете любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций, а также приучаете к бережному отношению к предметам своего труда.

Создание кукол в национальных костюмах нередко становится единственным способом ознакомления с культурой своего народа, так как осознанное изучение народного наследия зачастую невозможно в силу дефицита времени, занятости и других причин.

Традиционный башкирский национальный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа и он очень богат декоративными элементами.

Куклы в башкирских национальных костюмах

Это более осовремененный женский костюм, в каких танцуют знаменитые «Семь девушек».

Главный элемент башкирского костюма, представленного на кукле, это камзол. Прежде всего следует отметить оригинальность формы камзола – спереди безрукавка прямого силуэта, сзади – полуприлегающего, со значительным расширением по низу.

Расшитый елян — разновидность длиннополого пальто из сукна, кожи, войлока, меха, овчины. Чем больше одежды, тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей.

Мужской елян для лета кроили из тёмных хлопчатых тканей, праздничный — из бархата, белого атласа, шёлка.

Национальный костюм башкир, даже будничный, всегда наряден. Его украшали не только вышивками и аппликациями, но и монетками, кораллами. Женский национальный костюм башкир требовал от швеи большого умения, терпения и усидчивости.

Для головного убора использовался мех куницы, выдры, бобра и других животных.

Этапы изготовления кукол

Еще один вариант оформления календаря народной куклы для мини музея. Это не цельный коврик, а отдельные блоки, которые можно собрать в зависимости от вашего желания и задач в любом порядке и количестве: одиночная кукла, сезонный блок (3 куклы) или годовой календарь (12 кукол).

Каждая кукла помещается на свой коврик, выполненный в технике лоскутного шитья. Цвета тканей для ковриков подбираются в зависимости от сезона. Для зимы – сине-голубая гамма, для весны – зеленые цвета, для лета – красные и цветочные мотивы, для осени охра и желто-бардовые оттенки.

С изнаночной стороны к каждому коврику пришита кулиска. В нее вставляем палочку для предания жесткости конструкции. Через эту же кулиску пропущена круговая веревочка для подвеса. Если собирать сезонный блок из трех ковриков, то все три можно собрать на одну длинную палочку, а к концам привязать веревочку для подвеса.

Куклы крепятся к коврикам на английские булавки, так что при желании для одиночного экспонирования можно сшить всего четыре коврика – по временам года. А затем вывешивать один коврик – и менять на нем кукол. Это особенно актуально для весенних, осенних, зимних кукол. Ведь календарных кукол этих сезонов больше, чем три. Да и «пограничные» куклы – Масленица, Семик и Семечиха и др. – могут «перейти» в каком-то году в другой сезон.

Календарь народной куклы. Зима.

Коврики-панно выполнены в голубых и синих тонах. Также использована и однотонная белая ткань. В зимнем блоке мы представляем следующих кукол: Спиридон-солнцеворот (декабрь), Коза (январь), Масленица (февраль)

Подробнее узнать об этих и других зимних календарных куклах вы можете в статье

Спиридон-солнцеворот. Связан с таким астрономическим явлением, как зимний солнцеворот.

Коза. Календарная народная кукла. Коза – участница рождественских колядок и игр.

Масленица. Календарная народная кукла. Кукла проводов зимы и встречи весны.

Календарь народной куклы. Весна.

В ковриках использованы ткани зеленых оттенков. В весеннем блоке представлены куклы: Веснянка (март), Пасха (апрель), Семик и Семчиха (май)

Подробнее узнать об этих и других весенних календарных куклах вы можете в статье

Веснянка. Календарная народная кукла. Кукла-закличка весны. Делалась в первых числах марта.

Пасха. Календарная народная кукла. Связана с празднованием церковного праздника Пасхи.

Семик и Семчиха. Народная календарная кукла. Изготавливалась перед Троицей на Зеленые Святки.

Календарь народной куклы. Лето.

Коврики-основы выполнены в насыщенных красных тонах или из тканей с цветочными принтами. В летнем блоке календарных народных кукол мы представляем следующих кукол: Купавка (июнь), Покосница (июль), Кубышка-травница (август).

Купавка. Календарная народная кукла. Связана с праздником летнего солнцестояния Ивана Купало.

Покосница. Календарная народная кукла. Связана с такими полевыми работами, как покос травы и заготовка сена.

Кубышка-травница. Календарная народная кукла. Это аромакукла, которую набивали травами и помещали в избе для свежего запаха.

Календарь народной куклы. Осень.

ирина курка

Это пособие актуально в обучении и воспитании как детей дошкольного, так и школьного возраста. Нравственное воспитание- один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств : любви к родному краю, Советской Родине, уважение к людям других национальностей . Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый. Интересно узнать и о народах своего города, о их культуре, о народных костюмах . По иллюстрациям рассказывать детям- это скучно, гораздо интереснее когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее. Да и когда кабинет разнообразно оформлен, это плюс педагогу. Но народное образование слабо финансируется, поэтому многие пособия приходится делать своими руками. Предлагаю подробную технику выполнения куклы в азербайджанском костюме из простых , подручных материалов. По такой же технологии можно сделать любой национальный костюм .

Используемые материалы :

Пластиковая бутылка -1 литр,

Синтепон,

Ткань : бардовый и красный атлас, белый капрон,

Пряжа черного или коричневого цвета,

Метр, карандаш, ножницы, швейная машина,

Эскиз костюма .

Описание работы :

Прежде чем приступить к работе, необходимо найти иллюстрацию данного национального костюма .

Начинаем формировать голову. Сложив вдвое капрон (чтоб не просвечивал синтепон, вырезаем круг диаметром 25 см.

Куском синтепона обернуть крышку бутылки, сверху накрыть капроном и туго обмотать нитками.

Сформировать по форме голову, подтянуть ткань за края, получилась голова.


Измерив объём бутылки, рассчитаем выкройку.

Расчерчиваем прямоугольник где ширина : обхват бутылки+2см (на боковые швы) и всё разделить на 2.; а длина- высота бутылки до горлышка + 3 см (на подгибку и шов, горловина : обхват горлышка бутылки + 2 см. Чертим линии плеч и вырезаем.


По бумажной выкройке вырезаем детали из ткани. Получаем 2 детали основные (перёд и зад, два квадрата (рукава, и полоска, длинной равной обхвату горлышка бутылки и шириной 3-4 см.


Прошиваем рукава и набиваем синтепоном –получаем руки.

Сшиваем две детали основной выкройки по плечам и соединяем с руками


Выворачиваем, получается как платье.

Надеваем его на куклу .


Теперь приступим к изготовлению верхнего платья. По готовой бумажной выкройке разрезаем по линии талии. По верхней части бумажной выкройки выкраиваем верх задней части. Затем эту бумажную выкройку разрезаем пополам и выкраиваем две части переда. Раскраиваем две детали юбки клёш, затем одну часть разрезаем пополам. Остаётся вырезать рукава со шлейфом.


Сшив все детали, примеряем на куклу .

Если где нужно подравниваем ножницами, затем прикалываем булавками к нижнему платью только верх платья.

Берём ажурную тесьму и пришиваем по краю бардового платья, вокруг горловины скрепляя верхнее с нижним платьем.


Займёмся головой. Берём большую иголку и пряжу черного или коричневого цвета. Протягиваем отрезки пряжи через капрон, делая как бы пробор на голове.

Затем готовые получившиеся волосы заплетаем в косы.


Остаётся украсить голову. Вырезаем из бардовой ткани круг диаметром как голова и полоску длинной равной обхвату головы. Сшиваем их между собой, получаем головной убор. Обшиваем его тесьмой и пришиваем к голове. Дополняем изделие фатой- что соответствует аксессуару данного национального костюма .


В нашем городе живут люди разных национальностей : казахи, татары, русские, азербайджанцы, и др.


Используя такую технологию,я сделала в своём кабинете кукол данных национальностей . Детям очень нравятся, они с удовольствием пользуются, рассматривают их, куклы эти достаточно прочные, так как все детали сшиты между собой. Итак, закончен мастер- класс , прочитав который вы можете тоже изготовить такое пособие.

Спасибо за внимание!

Цель: Формировать ценностное отношение к рукотворному миру.

Задачи: стимулировать инициативу и творческий подход к изготовлению и украшению бумажной куклы, воспитывать эстетический вкус. Обучить понимать закономерности сочетания форм, света и композиционного расположения росписи, технику ее выполнения, приобщить детей к башкирскому народному творчеству, закрепить знания о национальностях, продолжать знакомить с башкирским фольклором, продолжать знакомить детей с исполнением башкирских народных песен, совершенствовать умение правильно пользоваться клеем, ножницами.

Материал: макет башкирского жилища, образцы национальной одежды, куклы в национальных костюмах, разноцветные листы бумаги (красный, зеленый, черный, белый), клей, материалы для украшений: тесьма, фольга, конфетти, гофрированная бумага.

Активизация словаря: тряпичная кукла, кукла-оберег, оберег, мастера-умельцы.

Дети входят в оформленный зал. Куклы разных видов (тряпичные, в русском костюме, в башкирском костюме, пластмассовые).

Педагог: Здравствуйте дети! Вы пришли в музей игрушек, а именно, музей кукол. Сегодня мы с вами узнаем, как появилась кукла, история ее возникновения.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека.

В давние времена были тряпичные, деревянные, бумажные, соломенные куклы. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такие куклы назывались куклы – обереги.

Безликая кукла исполняла роль оберега. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей.

Скажите ребята, как вы думаете, у кукол всегда была одежда? Дети: Да.

Педагог: Правильно, у кукол всегда была одежда. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья радости. Изобретали и одевали кукол мастера-умельцы.

Как вы думаете, какими качествами должны обладать мастера-умельцы, чтобы сделать красивую, народную куклу? Дети: Они должны быть старательными, усидчивыми, внимательными, уметь выдумывать и фантазировать, быть добрыми.

Педагог: Вот, вы сказали «добрыми». А разве обязательно быть добрым, чтоб получилась хорошая игрушка, кукла? Дети: Да, если человек будет не добрым, то его изделие, которую он будет выполнять не получится красивой, нежной, она наверное будет грубой и неудобной. И детям будет неинтересно играть с такой игрушкой.

Педагог: Молодцы ребята! Правильно рассуждаете. Вот посмотрите, какие куклы у нас в музее, обратите внимание на их одежду, какой у них наряд.

Скажите, наши национальные костюмы вы знаете? Дети: Башкирские, татарские, русские, марийские, чувашские.

Педагог: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о башкирском национальном костюме.

Вот смотрите, перед вами кукла, одета в платье. Посмотрите внимательно и скажите, что входит в башкирский национальный костюм? Дети: Головной убор, рубашка, платье, распашной кафтан (елэн), сапожки, кожаные ботинки.

Педагог: Правильно! А из чего состоит башкирский мужской национальный костюм? Дети: Головной убор, или тюбетейка, рубаха, штаны, камзол.

Педагог: А вы знаете, из каких цветов тканей использовали для изготовления башкирских национальных костюмов? Дети: Нет.

Педагог: Молодые девушки любили красивый цвет, пожилые женщины и мужчины носили зеленые платья и рубашки.

Педагог: Сегодня мы будем делать куклу в башкирском национальном костюме.

Но сначала давайте поиграем

Физкультминутка Башкирская игра «Ловкий джигит».

Педагог: А вы любите играть в куклы? И в давние времена дети любили играть в куклы. Правда, раньше не было у них таких красивых фабричных кукол. Пока дети были маленькими, кукол для них делали родители; когда они подрастали, сами мастерили себе кукол из разных материалов: дерева, соломы, ткани, но всегда украшали характерными для своего народа элементами. А из чего мы можем сделать куклу? Дети: Из бумаги.

Педагог: Правильно. Нам понадобятся листы бумаги красного, зеленого, черного и белого цвета. С Чего мы начнем работу? Дети: Сначала подготовим бумагу для работы. Сомнем несколько раз листы, чтобы они стали совсем мягкими (выполняют).

Педагог: Правильно, а после того как бумага станет мягкой, что нужно сделать?

(Во время занятия звучит башкирская мелодия). Дети: Белую бумагу поделить на две части.

Педагог: Правильно, мы сделаем из них голову и шею кукол. Из одной части листа скатаем плотный шарик, вторую обернем вокруг шарика и закрутим снизу. Получим голову и шею. Девочки, возьмите, пожалуйста, красный лист бумаги, а вы, мальчики, зеленый! Девочки будут делать платья для своих кукол, а мальчики – рубашки для своих. Сворачиваем листы бумаги по диагонали, отрываем верхний и нижний угол по дуге, склеиваем так, чтобы получился конус. Оставшаяся бумага нам понадобится для изготовления рукавов. Из небольших прямоугольников, одинаковых по размеру, склеим трубочки – это рукава платья и рубашек.

Девочкам для изготовления ног куклы нужно взять листы черной бумаги, аккуратно оторвать две неширокие полоски и скрутить их веревочкой.

Мальчики для своих кукол сделают брюки. Возьмите листы черной бумаги, разделите их на две части и сверните трубочкой. Основные детали готовы! Что теперь надо сделать? Дети: Соединить!

Педагог: Верно, голову вставим в маленькое отверстие платья или рубашки, по бокам приклеиваем рукава, внизу – ноги или штаны. Куклы получились замечательные! Чтобы их одежда была похожа на башкирский национальный костюм, надо украсить его характерными элементами. Чем башкиры украшали женский костюм? Дети: Тесьмой, разноцветной вышивкой из бисера, кораллов, жемчуга, а еще серебряными монетами.

Педагог: А мужской костюм? Дети: Рубахи расшивали красным шелком, тюбетейки украшали вышивкой, на елэнах и камзолах делали аппликации из ткани и кожи.

Педагог: Что еще кроме костюма башкиры украшали аппликацией? Дети: Юрту, свое жилище. Прежде чем украшать кукол, предлагаю отдохнуть и поиграть в игру, которая называется «Юрта» (играют.) Теперь приступим к украшению костюмов кукол. Нам понадобится красивая тесьма подходящей цветовой гаммы, гофрированная бумага, конфетти, фольга и т.д. Далее анализ занятия.

Название: Конспект образовательной деятельности «Башкирская кукла-оберег»
Номинация: Конспекты занятий, НОД / краеведение


Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ Детский сад № 219
Месторасположение: город Уфа



Поделиться