Детские загадки об игрушках. Конспект НОД «Знакомство с народной тряпичной куклой» для детей подготовительной группы V. Продуктивная деятельность

Вот лежат на полке в ряд:
Кукла, зайка, пять слонят,
Мяч, скакалка, две вертушки
Это всё у нас… (игрушки)

В детском саде детвора.
Здесь у них идёт игра.
Маша, Ваня и Катюшка
Играют в детские... (игрушки)

Понарошку накормлю,
Бант на косу прикреплю,
Платье ей я поменяю
С кем, ребята, я играю? (кукла)

У него большие уши,
Сзади хвостик есть из плюша.
С ним скорее поиграй-ка,
Это мягкий милый… (зайка)

В лесной чаще не живет,
И не ест пчелиный мёд,
Он привык в шкафу сидеть.
Это плюшевый… (медведь)

Эту куклу открывай
И другую доставай.
Все сидят они друг в дружке.
Что за куколки-подружки? (матрёшки)

Разноцветные игрушки,
Прячутся они друг в дружке.
Платьица у них в горошек.
Эти куколки – (матрёшки)

Домик я построю сам,
Чтоб игрушки жили там.
Не понравится – сломай.
Из чего он, угадай! (кубики)

Прыгаю я целый день,
Мне скакать совсем не лень.
Воздухом внутри накачан -
Надувной, весёлый… (мячик)

Можно с ним играть в футбол,
В волейбол и баскетбол.
Оттолкнёшь – бежит он вскачь.
Что же это? Это… (мяч)

Потрясёшь – она звенит
Маленьких детей смешит.
Эту звонкую игрушку
Называют… (погремушка)

Целый день качается,
В стороны склоняется,
Не ложится никогда,
Положить – встаёт всегда. (неваляшка)

Мальчики в неё играют,
По полу её катают.
По дороге, по тропинке
Быстро едет к нам… (машинка)

Она сама катается,
Ребятам очень нравится.
Кузов есть, и есть кабина
У игрушечной… (машины)

Он летает высоко,
Может улететь легко.
Быстро он летит, играя.
Это наш воздушный… (шарик)

Носят все они мундиры,
Пушка есть у командира.
Правда пушка не стреляет,
Ведь в неё только играют.
Кто же эти человечки,
Что воюют на крылечке? (солдатики)

Вдоль по рельсам он идёт
И вагончики везёт.
Много у нег колёс.
Это детский… (паровоз)

Он летает, но не птица.
В небе высоко кружится.
Нитку я держу, на ней
Мой цветной воздушный… (змей)

Если их качнуть, взлетают,
На себе детей катают.
Две верёвки и доска
Улетают в облака. (качели)

Стреляет, словно пушка
На Новый год… (хлопушка)

Вот уже почти полдня,
Прыгают через меня.
Я не кочка и не ямка,
А весёлая… (скакалка)

Я посажен на коня,
Слоник сзади от меня,
Спереди газель
Это… (карусель)

Я держу её в руке
И играю на песке.
Глубоко она копает,
Ямку рыть мне помогает. (лопатка)

Ложки, чайник и чашки
На столе расставила Сашка.
А в центре поставила блюдо.
Это кукольная… (посуда)

Есть седло, и есть уздечка.
Еду я на нём к крылечку.
Как живой меня довёз,
Только вот не ест овёс. (лошадка на колёсах)

Другие загадки:

Картинка Игрушки

Несколько интересных детских загадок

  • Загадки про Молоко для детей с ответами

    Всем детишкам выдаёт его коровка, Чтобы было у нас здоровье. Выпиваем мы его, На нём завариваем кашу. И приготовим ряженку. А как называется этот продукт? Нежное, белое... (Молоко).

  • Загадки про Бабу Ягу для детей с ответами

    У нее костяная нога, а нос – в потолок врос. Лежит на печи, поджидает гостей заблудившихся. Каждого гостя спросит она, добрая ль воля, иль нет во владенья ее его занесла. Кто это? (Баба Яга).

Светлана Битель
Конспект НОД «Знакомство с народной тряпичной куклой» для детей подготовительной группы

Конспект НОД «Знакомство с народной тряпичной куклой»

Изготовление куклы «Утешницы»

Воспитатель:Битель Светлана Сергеевна

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социально-коммуникативное развитие»);

2. Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег, обряд, рванка, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Речевое развитие»)

3. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. («Познавательное развитие»);

4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическое развитие»);

5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку («Художественно-эстетическое развитие»).

Методы и приёмы:

Практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;

Наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.

Словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы, игра - песня.

Оборудование:

Русские народные костюмы, видеопроектор, ноутбук, сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые, фоновая русская народная музыка, ширма, карточки со схемами изготовления кукол, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки»

Раздаточный материал:

Белый квадратный отрезок ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки, конфеты.

Предварительная работа:

Беседа «Откуда берутся игрушки?»

Чтение сказки “Василиса Премудрая”

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент

Дети играют с игрушками, желательно изготовленными из разного материала (железная машинка, резиновый зайчик, бемажный петух)

Звучит русская народная песня и воспитатель выходит из-за ширмы в русском народном костюме.

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

(низко кланяется)

Давайте знакомиться. Меня зовут Марья Искусница.

Посмотрите на мой наряд. (Кружится)

Нравиться?

А сейчас носят такие наряды?

А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.

Ой, а что это у вас в руках?

Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны? Давайте сядем на стульчики, и вы мне о них расскажите.

Ваня, скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (Машинка)

А из какого материала сделана машинка?

(Машинка сделана из пластмассы)

Значит машинка какая?

(Машинка пластмассовая)

(спросить 4-5ребенка)

Где же делают такие игрушки?

А вот в наше время игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла)

(показывает тряпичную куклу)

Такую куклу не купишь в магазине, эту куклу я сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.

Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомить вас с самыми первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.

Моя кукла называется Берегиня.

Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?

Тогда, я хочу пригласить вас к себе в гости и показать вам мою мастерскую.

Но, чтобы попасть в мою мастерскую мы отправимся за волшебную занавесь.

Какие вы все красивые, как же вам идут эти наряды!

В путь! (все проходят в уголок русской избы)

(звучит русская народная музыка, все проходят в мастерскую)

II. Знакомство с мастерской.

Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома!

Вот моё жилище, а попросту изба. А это моя мастерская, здесь я делаю своих кукол.

Здесь у меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся мне при изготовлении новых кукол.

А ещё у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?

Но его так просто не открыть.

Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочек»

(Открыть сундук)

Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?

А вы знаете, что куклы бывают разные (показать кукол) с ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу.

Вы проходите за мной, и кукол берите с собой.

Усадим кукол на почетное место и будем с ними знакомиться.

Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком.

Пусть наши глазки все видят.

Ушки все слышат.

Голова запоминает,

а ротик ей не мешает.

III. Рассказ воспитателя.

(Просмотр презентации)

«Народные тряпичные куклы»

(история кукол, виды кукол)

А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?

Сегодня мы с вами сделаем куклу «Утешницу».

Посмотрите, какая она нарядная и яркая.

А знаете, почему её называют Утешницей?

С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности.

Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали последние детские слёзки и предлагали с куколкой поиграть. Родители привязывали к кукле конфеты, малыш съедал конфеты, но фантики от конфет оставляли на кукле для того, что бы потом завернуть в них новые конфеты. Позже, когда ребенок переставал плакать, куклу не заметно убирали за печь или за образа с ладаном, для того что бы очистить ее, до тех пор пока она не понадобиться снова.

Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.

IV. Игра – песня

Игра «У Маланьи, у старушки»

А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(присесть сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Любое движение)

V. Продуктивная деятельность.

Теперь я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится.

1. Сначала сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белый ситец. Какой формы лоскуток? (Квадрат)

Теперь берем ватку и формируем в шарик, кладем его в центр нашего квадрата.

3. Берем цветную ткань, из неё мы будем делать сарафанчик! Какой формы лоскуток? (Прямоугольник).

Кладем перед изнаночной стороной и ровно по центру кладем нашу куколку. Накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой. Закрепляем юбочку ниткой, делаем три витка и завязываем на три узелка.

4. У вас две ленточки одного цвета, но разной длины, возьмите короткую ленточку. Завяжите ленточку на голову куколке.

5. Осталось повязать косыночку на голову Утешницы. Какой формы косынка?

(Треугольник).

Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одной стороны и с другой. Возьмите длинную ленточку и завяжите её впереди.

Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Но посмотрите, чего не хватает? (Нет конфет)

7. Загляните под салфетку, что там лежит? (Конфеты)

Привяжите конфетку к ленточке. Наша куколка готова! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке.

VI. Итог зан ятия

Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

А ну-ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?

А что вам понравилось больше всего?

Что нового вы узнали?

Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание.

Кукла есть одна на свете,
Куклу эту любят дети.
Модница она большая –
Платья без конца меняет.
(Барби)

Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Он совсем не хочет спать,
Положу – встает опять.
И стоит, качается.
Как он называется?
(Ванька-встанька)

Эта птица не умчится,
Эта птица возвратится,
Пусть кружит под облаками –
Хвостик я держу руками.
(Воздушный змей)

Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака.
(Воздушный шар)

Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
(Воздушный шар)

Меня спроси, как я тружусь?
- Вокруг оси своей кружусь.

Одноногий Ивашка –
Расписная рубашка!
Петь, плясать – мастак,
А стоять никак.
(Волчок)

Хоть на ножке он одной,
Крутится как заводной.
Лишь устанет - на бочок.
Яркий, озорной...
(волчок)

Вот игрушка не простая,
А бывает как живая.
Сбоку ключик покручу
Побежит, куда хочу.
(Заводная игрушка)

Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заведите –
Колесики начнут крутиться,
Поставьте, и она помчится.
(Заводная машинка)

Серый байковый зверюшка,
Косолапый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай.
И морковку ему дай!
(Зайка)

Эта мягкая игрушка -
Длинноухая зверюшка.
Ей морковку в лапку дай-ка,
Ведь игрушка эта - ...
(Зайка)

Хоть взлетает к облакам,
Но за хвост привязан к нам.
Удержать его сумей,
Он - смешной воздушный...
(Змей)

Без неё не обойтись,
Если жду гостей я к чаю:
Медвежонка, лягушонка,
Полосатого котенка.
Всех хочу я угостить,
Ароматный чай попить.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?
(Игрушечная посуда)

Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю..?
(Игрушки)

И рисую, и леплю –
Очень это я люблю.
А совей сестре Валюшке
Сам я делаю …
(Игрушки)

Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой...
(Игрушки)

В глубь трубы всмотрись: как в сказке,
Там в узор сложились краски.
Трубочка - не микроскоп.
А цветной...
(Калейдоскоп)

Будто в цирке, круг за кругом
Мчатся кони друг за другом.
А на них детишки мчатся,
Очень трудно удержаться!
Только страх свой дети прячут
И смеются, а не плачут.
(Карусель )

Конь за конем едут,
Друг друга не догонят.
(Карусель)

На олене, на коне
Хорошо кататься мне!
Не по тундре, не по лугу -
Еду я по чудо-кругу.
(Карусель)

Я скачу, я лечу,
Я в восторге хохочу.
Будто в цирке, круг за кругом
Мчатся кони друг за другом.
А на них детишки мчатся,
Очень трудно удержаться.
(Карусель)

Под ногами доска,
А в руках веревки.
На доске под облака
Мы взлетаем ловко.
(Качели)

Вверх-вниз, вверх-вниз.
Кататься хочешь -
На них садись.
(Качели)

Кирпичи возьмем цветные,
Сложим домики любые,
Даже цирк для публики.
Ведь у нас есть...
(Кубики)

Строю дом из кирпичей,
Он пока еще ничей.
Вот кирпичик к кирпичу –
Строю все, что захочу!
Не нравится – ломаю
И снова начинаю.
(Кубики)

Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю.
(Кубики )

Я достану их скорей,
Дом построю для зверей,
В доме будут стол и стул,
Чтоб уютней было в нем.
Для машинки я гараж с мостиком построю…
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?
(Строительные кубики)

Я строю все, что захочу!
Кладу кирпичик к кирпичу –
Построю я высокий дом
И поселю зверюшек в нем.
(Кубики)

Нужно постоянно заботиться о детишках и об их развитии. Для этой цели любящие родители используют различные творческие игры, и, конечно же, задают задачки своим любимым доченькам и сыночкам. Загадки про кукол можно придумать самостоятельно или же почитать в готовых источниках. Такие ребусы понравятся и мальчишкам, и девчонкам.

Почерпнуть вдохновение и взять на заметку можно следующие творения.

1. Она бывает мягкая, она бывает твердая.

Бывает молчаливая, бывает говорящая.

Очень любит платьица блестящие.

2. Разного роста, разно одеты.

Спят и играют они, словно дети.

3. Бывают чернокожие, бывают белолицые.

Костюмы есть пошитые и связанные спицами.

Их спать уложить ты можешь,

А можешь накормить.

Потом пойти на улицу

И вместе там юлить.

4. А кого ты наряжаешь,

Кормишь, весело играешь?

Спать укладываешь, нянчишь

Если заболеет - лечишь.

Кто же это такая,

Нарядная и смешная?

5. У тебя таких уж много

Полон дом похожих сестер.

Есть и руки у них, и ноги,

Глазки яркие и брови.

С этими подружками,

Словно с мягкими игрушками.

Смело ты играешь, кушаешь, гуляешь.

6. Ее ты знаешь прекрасно,

Она в твоем доме живет.

Выглядит, как настоящая,

Как кушать захочет - зовет.

И спит она часто с тобою,

Ребенком бывает твоим.

А ну-ка, давай мы с тобою

Имя ее огласим.

Прозаическая загадка про куклу для детей

Рифмованные, стихотворные варианты очень нравятся детишкам разных возрастов. Но есть еще замечательные загадки про кукол в прозе. Их могут родители сочинить самостоятельно или же вычитать в сети:

  • Ты часто берешь ее с собой на прогулку, надеваешь ей разные наряды, делаешь прически и часто просишь купить ей подружку в магазинах игрушек.
  • Кому ты готовишь кушать из пластмассовых продуктов, создаешь платья из шарфов и кусочков тканей и укладываешь спать, словно ребенка?

Придумайте для малыша или малышки интересное поощрение в случае, если ребенок отгадал загадки про кукол. Таким образом вы увеличите мотивацию и повысите интерес к занятиям.

Зачем загадывать ребенку загадки

  • Задачки помогают крохам развиваться.
  • Малыши учатся усидчивости.
  • Дети сосредотачиваются и мыслят логически.
  • Становятся внимательны к вашим словам;
  • Радостно реагируют, если отгадали, что помогает зарядить чадо позитивными эмоциями.

Ребенок по достоинству оценит ваши старания и подготовку к занятиям. Детки любят проводить время со своими самыми дорогими и близкими людьми, поэтому процесс отгадывания задачек оставит исключительно хорошие и яркие впечатления.

Белый день сменяет ночка. Народится сын иль дочка. И в кроватку для порядку Малышу кладут… (кувадку)

Соберешься в дальний путь, Эту куклу не забудь! Она в пути помощница – Кукла… (подорожница)

Будет мир да лад в семье, Хлеб да каша на столе. Эта кукла всем на диво Гречкой и пшеном набита. (Крупеничка)

Подпоясался он туго. Ячменём набито брюхо. В красной шапке бородач. Что за куколка? … (Богач)

Ручки – палочкой одной. Эта пара – муж с женой. Дни сплетаются в года. Рядом, вместе навсегда! (Неразлучники)

Эта куколка для дела, Чтоб хозяйка всё успела: Щи сварить и подмести, Воду с речки принести, Ребятишек накормить, За грибами в лес сходить, С корнем вырвать сорняки Да украсить рушники. Столько дел, лишь успевай! Ну-ка, кукла, помогай! (Десятиручка)

Молодуха в дом входила И свекрови говорила: Буду матушкою звать, Буду слушать, уважать. Эту куклу в дар примите И меня, как дочь любите. (Кукла Большуха)

Кукла-матушка идёт, Дочку за руки ведёт. Будет первые шажочки Вместе с мамой делать дочка. (Ведучка)

Бересту нашли, скрутили, В сарафанчик нарядили. Кукла важная на вид Так устойчиво стоит. (Владимирская Столбушка)

Чудо-кукла в день весны, Для любви и красоты. Быть красивою хочу, Куклу вешнюю кручу. У неё коса до пят. Ну и кукла! Просто клад! (Авдотья-веснянка)

Травок летом насушила, Кукле в юбочку зашила, Повязала ей платок. В каждой ручке - узелок. (Кубышка-травница)

Красной ниткой обережной Обвяжу её ручки нежно. Спрячу куколку в стожок: «Береги меня, дружок» . (Покосница)

Куколок из трав скрутили, А потом похоронили В чаще леса на опушке. Что за куколки? . . . (кукушки)

Шубка, валенки, платок. Ай да куколка-дружок. Ну-ка в саночки садись И со мною прокатись! (Санница)

Молодцы да удальцы Эти братья–кузнецы. Издавна так водится – С ними дело спорится. (Кузьма и Демьян)

Я подарок получаю, Непременно отвечаю: От души благодарю, Вот вам куколка, дарю. (Отдарок на подарок)



Поделиться