Ли детям ходить в детский сад. Обязательно ли ребенку посещать детский сад? Новое время — новые опасности

Читайте в этой статье:

Детский сад или домашнее воспитание?

Предыдущему поколению родителей было отчасти легче: перед ними не стояло выбора, отдавать или нет ребёнка в детский сад. Практически все дети, кроме редких исключений, остававшихся под надзором бабушек, посещали детские сады и даже ясли. Это было суровой необходимостью, так как декретный отпуск длиной в три года появился относительно недавно. В чём-то ситуация в прошлом была хуже, ведь наличие выбора – всегда хорошо, а в чём-то лучше, поскольку родители не ломали себе голову над неразрешимой задачей, что же будет всё-таки лучше для ребёнка, ходить в детский сад или воспитываться дома.

Родители, отдававшие своих детей в садик, не могли выбирать учреждение с той или иной программой, с изучением иностранных языков, со специальной подготовкой к школе или воспитанию по особой педагогической теории. Все садики были однотипны, детей распределяли по прописке, и никаких других вариантов у большинства людей не существовало.

Сейчас ситуация иная. Существует множество разных садиков , отличающихся буквально всем друг от друга. Родители испытывают необходимость раздумывать, какую именно программу предпочесть, чтобы наилучшим образом развить способности маленького человека. Со стандартными государственными садиками ныне конкурируют учреждения, следующие, например, вальдорфской педагогике, системе Монтессори, а также разнообразные образовательно-развивающие центры, сады с углублённым изучением иностранного языка или иного предмета. Даже государственные детские сады стараются не выбиваться из общего течения и следуют моде, делая упор на развитие какого-либо качества характера или знаний детей.

Как только в семье появляется младенец, молодые родители уже раздумывают, какой детский сад больше подойдёт его характеру , где будут его уважать и внимательно приглядывать за ним, а также учить его полезным вещам и развивать. Что важнее, развитие художественных способностей и эстетического чувства или физкультура, спорт, здоровье? Что можно сделать, чтобы ребёнок хотел каждый день идти в садик, не капризничал и не устраивал истерик, где ему будет особенно интересно?

И не раздута ли проблема вокруг выбора детского сада? Для большинства родителей детский сад является необходимостью , так как матери и отцу нужно работать. Даже просвещённые и начитанные родители, разбирающиеся в психологии и мечтающие воспитать юного гения, зачастую не могут оплачивать множество кружков, репетиторов, нянь, индивидуальных занятий с ребёнком, секций, школ раннего развития. Это, конечно, вовсе не означает, что ребёнок, не занимающийся в кружках и индивидуально, непременно вырастет глупым и ограниченным.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

Посещение детского сада необходимо ребёнку, но ни в коем случае нельзя игнорировать особенности психики каждого конкретного малыша, его реакции на новую среду, нельзя пристраивать ребёнка в первый попавшийся детский сад. В случае с детьми неверен постулат о том, что нужно только привыкнуть и всё будет отлично. Психология и реакции маленьких детей существенно отличаются от психологии взрослых. Итак, чтобы выбрать нужный и подходящий сад, который поможет маленькому человеку гармонично влиться в окружающий мир и освоить новые знания, прежде всего нужно чётко понять, для чего Вы отдаёте ребёнка в сад, какие есть достоинства и недостатки этого решения. Необходимо морально подготовить себя к большой работе, которой не избежать, - помощи ребёнку в адаптации к новым условиям.

Вашей целью должно быть не только отсутствие жалоб и капризов у ребёнка при посещении сада, но поиск таких условий, в которых малышу будет комфортнее всего учиться и расти . Даже в нынешней нестабильной экономической ситуации не самые богатые родители вполне могут подыскать подходящий детский садик, если подойдут к выбору ответственно и не пустят решение этого вопроса на самотёк.

Нужно проявлять гибкость и быть готовым идти навстречу нуждам ребёнка, менять в разумных пределах его режим или образ жизни, если эти перемены могут помочь ему в процессе адаптации и налаживания общения в детском саду со сверстниками и воспитателями. Не опускайте руки, не сдавайтесь на полпути и не торопитесь, ожидая мгновенного привыкания со стороны ребенка, ищите и пробуйте разные подходы, при необходимости меняя садик.

Что положительного может дать детский сад? Давно считается, что ребёнок, не ходивший в детский садик, потом с большим трудом, чем остальные дети, привыкает к школе и нахождению в коллективе сверстников. Но частенько эти трудности обусловлены теми фактами, что детей, посещавших детский сад, во-первых, большинство, а большинство задаёт общепринятые нормы поведения и общения, и во-вторых, раньше дети целыми группами из детского сада шли в один класс одной школы по месту прописки и изгоняли из своего коллектива случайно затесавшегося новичка.

Но в наши дни картина поменялась. Очень большое количество детей , по сравнению с прошлыми десятилетиями, не посещает детского сада . В школу почти никогда не переходят группами из сада, коллектив складывается более разношерстный. Разнообразие вызвано ещё и тем, что дети получали совершенно разное образование: кто-то учился дома с родителями, кто-то ходил в обычный государственный садик, кого-то обучали наёмные педагоги, кто-то успел посетить уже несколько секций и центров раннего развития.

И на фоне наступившего разнообразия стало заметно, что «домашние » дети ничуть не хуже «садиковых» . Если родители соответствующим образом занимались с ребенком, то он может проявлять ничуть не меньше самостоятельности, коммуникабельности и инициативности, чем дети, которые усвоили первичные социальные нормы в детском саду.

Детский сад: плюсы и минусы

Что может дать ребёнку детский сад ? Самое первое и основное – включенность в коллектив, общение с ровесниками. Начиная с трехлетнего возраста малыш испытывает потребность в общении с другими детьми его возраста. Поэтому сколь бы замкнутыми и необщительными ни были сами родители, они обязательно должны предоставить возможность ребёнку общаться с другими детьми.

Общение детей в детском саду с воспитателями помогает им научиться устанавливать контакт с другими взрослыми , и в будущем такие дети легче находят общий язык со школьными педагогами. Ребёнок в детском саду начинает понимать, что не все взрослые похожи на его родителей, что общаются они по-разному, что слушаться нужно не только родителей. Ребёнок начинает осваивать множество разных поведенческих моделей.

Также в детском саду ребёнок учится строже следовать установленным правилам поведения и режиму . Это дисциплинирует и помогает научить ребёнка чувству ответственности за свои поступки и слова.

Детский сад не может обеспечить нужный уровень развития интеллекта и физической подготовки ребёнка. Родители должны с ним заниматься и сами. Но если они не имеют возможности этого делать, и дома ребёнок предоставлен сам себе и сомнительным развлечениям, то посещение детского сада ему строго необходимо. Даже обычный государственный детский сад научит ребёнка рисовать, лепить, собирать конструктор, решать головоломки, тренировать речь и память, слушать музыку и петь, бегать и делать зарядку.

Серьёзно настроенные молодые родители могут обеспечить полноценное развитие в домашней обстановке физических и умственных способностей ребёнка, регулярно занимаясь с ним спортом и правильно подобранными упражнениями, разучивая с малышом стихи и песни, помогая ему собирать конструктор, рисовать и раскрашивать. Но социальное развитие и тренировку умения взаимодействия с коллективом обеспечивать значительно сложнее. Родителям, желающим самостоятельно заменить ребёнку посещение детского сада, нужно хорошенько распланировать, как и каким образом они будут учить ребёнка правилам поведения в коллективе с детьми и взрослыми.

Ребёнок, не посещающий детский сад, должен значительно больше времени проводить на детских площадках в играх и общении с другими детьми его возраста. Необходимо, чтобы он мог выбрать себе нескольких постоянных друзей из числа ровесников, посещающих ту же детскую площадку. «Домашнего» ребёнка необходимо почаще водить в гости к другим детям и приглашать его друзей с их родителями к себе домой.

Матери, воспитывающие своего ребёнка дома до самой школы, обычно не доверяют своё драгоценное чадо другим взрослым, даже бабушкам, дедушкам, подругам и прочим близким людям. Они боятся, что другие будут «неправильно» воспитывать малыша и навредят ему. Но эти молодые мамы рискуют сами навредить ребёнку, так как у него не выработается навык общения с другими взрослыми , он избалуется и не освоит достаточное число поведенческих моделей. Тем родителям, которые считают, что никто, кроме них самих, не сможет правильно общаться с ребёнком и правильно воспитать его, нужно в первую очередь поработать над собой и изменить эту точку зрения. Никакие родители никогда не смогут заменить малышу целый мир со всем его многообразием. Ребёнку лучше с малых лет познакомиться с другими взрослыми, так как в течение своей жизни он будет общаться не только с родителями.

Если детский сад, тем не менее, вызывает стойкое предубеждение, обязательно подберите ребёнку кружок по интересам или секцию. Иногда оставляйте малыша на денёк у друзей. Если Вы дружите с другими молодыми родителями, непременно ходите друг к другу в гости хотя бы два раза в неделю . Даже пара часов такого регулярного общения с другими людьми очень много может дать ребенку. Дети научатся находить общий язык друг с другом и осознают, что необходимо слушаться не только своих родителей.

Обязательно наблюдайте за тем, как Ваш малыш общается в гостях или играя на детской площадке. Не трудно ли ему заводить новые знакомства? Учится ли он следовать правилам, не нарушает ли очередь, не отбирает ли у других детей их игрушки, не обижает ли их и не позволяет ли обижать себя? Если до пяти лет ребенок так и не усвоил правил социального поведения, то надо посетить детского психолога и попросить его найти альтернативу детскому саду: центр развития, кружок, секцию.

Когда отдавать ребенка в детский сад?

Самый подходящий возраст для погружения ребёнка в социальную среду – четыре года . Постулат о том, лучше раньше, чтобы раньше привык, - ошибочен и в корне неверен. Маленький ребёнок одного года от роду будет очень страдать от того, что его маму заменяет незнакомая тетя, а понять необходимость перемен он ещё не сможет в силу возраста. Он будет часто болеть, сильно переживать, и этот стресс отразится на дальнейшей жизни и мировосприятии человека. В возрасте полутора лет начинает ослабевать сепарационная тревога, то есть беспокойство ребенка, связанное с возможной потерей матери (которой в данный момент нет рядом). Но и в полтора года ребёнка ещё слишком рано отдавать в ясли, так как он слишком болезненно реагирует на чужих людей, только начиная к ним относиться спокойнее. Самое важное в жизни полуторогодовалого ребенка – его мама, он стремится всегда быть рядом и никуда её не отпускать.

К яслям быстро привыкают лишь дети из так называемых неблагополучных семей. Они обычно прячутся от пришедших за ними родителями и не откликаются, когда те зовут их, но вовсе не потому, что не хотят оставлять увлекшую их игру.

В три года дети начинают интересоваться сверстниками. При этом сначала детей увлекает общество старших товарищей, затем – младших и только потом их ровесников.

Подводя промежуточные итоги, необходимо отметить, что отдавать ребёнка в ясли в возрасте полутора лет не стоит . Лучше поищите работу на дому или скооперируйтесь с другими молодыми родителями для «дежурства» по очереди. Переберите все возможные варианты, чтобы избежать посещения яслей.

В два года детям уже проще адаптироваться в яслях. Конечно, ребёнок ребёнку рознь, и в целом возраст ещё довольно мал для погружения в социум, но многим общительным детям уже может понравиться детский сад и игры с ровесниками. В данном случае очень многое зависит от воспитателей и их подходу к детям. Если ребёнок умеет самостоятельно ходить на горшок, орудовать ложкой и если в ваш пробный с ним приход в ясли он откровенно заинтересовался окружающей обстановкой и никого не испугался, то смело отдавайте его в ясли.

Не теряя бдительности, следите за здоровьем, настроением ребёнка в первые недели привыкания к яслям. Если ему становится морально тяжело, он часто плачет и не хочет никуда идти, не упорствуйте в желании приучить двухлетнего ребёнка к яслям. Потерпите год или два, тогда процесс адаптации пройдёт значительно проще. Иначе у него может на долгие годы остаться впечатление, что посещение яслей и садика связано с принуждением и негативными эмоциями. К тому же постоянные болезни детей всё равно не дадут родителям возможности регулярно ходить на работу. Да и как можно жертвовать здоровьем ребёнка ради работы, оставляя ему психологическую травму на всю жизнь? Подготовка к детскому саду может занять много времени, её невозможно в ускоренном темпе пройти за неделю, и торопиться незачем и некуда.

Итак, одно из главных правил – ни в коем случае не торопитесь сдать ребёнка в детский сад . Как следует занимайтесь с ним дома и обеспечьте ему общение на детских площадках и в гостях с другими детьми и взрослыми. Есть желание – попробуйте, но не настаивайте на посещении яслей, если ребёнок ещё к этому не готов.

Ясли: польза или вред?

Детский сад и ясли – разные вещи и они оставляют совершенно разный отпечаток на личности ребёнка. Бывает, родители хотят поскорее отдать малыша в ясли ради выработки навыков самообслуживания (умение ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, ходить в туалет, есть). Конечно, дома ребёнок будет учиться этому медленнее, а в яслях у него просто не будет выхода, так как на пятнадцать-двадцать таких же детей приходится только один воспитатель, который даже при желании не сможет в одиночку каждого накормить кашей с ложечки.

Дети, посещавшие ясли, в будущем менее инициативны и самостоятельны в принятии решений. Дело в том, что эмоциональность и активность как черты характера закладываются у ребёнка в первые годы жизни.

Детский сад в большей степени принесёт ребёнку пользу, чем ясли, которые чаще вредят неокрепшей психике маленького человека.

Как смягчить стресс от посещения детского сада?

Если ребёнок испытывает сильный стресс от посещения детского сада, то вовсе не обязательно он будет устраивать скандалы и истерики. Многое зависит от склада характера малыша, распространена и пассивная форма неприятия и сопротивления – это частые простуды.

Также необходимо пристально следить за сном, аппетитом ребёнка, его поведением и настроением вечером после возвращения из сада. Относительно нормальная реакция – это плач, долгое засыпание, отсутствие аппетита, капризы, но лишь в первое время после начала посещения дошкольного учреждения. Если миновало уже три или четыре недели , а ребёнок всё так же себя ведёт, то это означает, что он плохо адаптируется к садику .

Тогда крайне желательно оставить ребёнка дома ещё на целый год. Если это совершенно невозможно, нужно постараться смягчить стресс: свести пребывание в детском саду к половине дня вместо целого, в среду стараться оставлять его дома, перевести в другой сад, где на одного воспитателя приходится меньшее количество детей.

Если Вам кажется, что всё это совершенно невозможно, то как следует задумайтесь. Выход найти можно из любой ситуации, а здоровье ребёнка всегда важнее карьерных ценностей – помните об этом постоянно.

Оптимальный возраст для детского сада

Четыре года – самый оптимальный возраст для начала посещения детского сада. Однако вполне допустимо отдавать ребёнка в садик в три года. Именно в три года ребёнок начинает тянуться к другим детям, его уже не пугает отсутствие матери, он в какой-то мере самостоятелен и умеет сам есть. Время самых захватывающих игр с ровесниками наступит только в четыре года, но и в три можно начать ходить в детский сад.

Можно выбрать соломоново решение и показать ребёнку детский сад в три с половиной года. Поначалу ходите вместе на прогулки с группой из детского садика, затем оставляйте ребёнка в саду на полдня, так процесс привыкания к новой обстановке будет максимально плавным и постепенным. Если малыш радуется и ему всё нравится – начинайте оставлять его в саду на полный день. Если ребёнок сдержанно реагирует на подобные новшества в его жизни, то следуйте этому облегчённому режиму посещения детского сада до четырёх лет. Не переживайте, что ребёнок не успеет чему-то научиться или «пройти», как в школе, какой-то материал. Помните, что это ещё не школа и никакой строгой программы для таких маленьких детей нет.

Обязательно после третьего дня рождения ребёнка сделайте всё возможное, чтобы границы знакомого ему мира расширились и он познакомился с другими взрослыми и, конечно же, детьми.

Как не упустить место в детском саду?

Будьте готовы к тому, что схема идеального, плавного и постепенного приучения ребёнка к детскому саду может измениться под воздействием внешних обстоятельств. Теория и планы – это хорошо, но жизнь очень часто вносит свои поправки. В полной мере обеспечить идеальные условия могут только весьма состоятельные родители, которых меньшинство.

Самое первое, что изменит Ваши планы, - очередь в детские сады . Около десяти лет назад отмечался спад рождаемости, детские сады пустовали и готовы были принять всех, независимо от места проживания. В те годы закрылись многие учреждения дошкольного образования. Сейчас рождаемость выросла, но количество детских садов осталось тем же. Поэтому самым верным решением будет встать в очередь на детский сад в первый год жизни ребёнка .

Если ребёнку требуется ещё год посидеть дома после пробных посещений детских садов, а очередь пропускать рискованно, так как тогда можно больше не увидеть детский сад вовсе, то постарайтесь договориться с заведующей садика на оплату всех квитанций с бронированием места за Вами. Возможно, подобная услуга потребует от Вас дипломатических способностей и дополнительных вложений, но постарайтесь всё же достичь необходимой договорённости, так как детский сад ребёнку, раньше или позже, но нужен.

Познакомьтесь с молодыми мамами Вашего района, соберите сведения о детских садах и наличии в них мест, займитесь этим сразу же после рождения ребёнка. В данном вопросе Вам придётся полагаться, главным образом, на собственную активность и энергичность. Почитайте отзывы о детских садах в интернете , задавайте вопросы, уточняя детали – чем больше информации, тем лучше!

«Несадиковые» дети: как помочь адаптации

Есть такое определение – «несадиковые» дети. Так врачи, родители, воспитатели, психологи называют детей, которые, как следует из названия, не созданы для посещения детских садов. Однако очень большие сомнения вызывает подобная категоричность. Существуют ли действительно дети, не созданные для посещения детских садов, или это результат недостаточной работы родителей и воспитателей? Проблема заключается в степени оправданности усилий, необходимых для адаптации ребёнка к детскому саду. С кем-то из детей нужно работать меньше, с кем-то больше. Иногда это «больше» требует столько сил, что все плюсы от посещения детского сада сходят в итоге на нет.

Три основных типа реакции на привыкание к детскому саду:

1) Нервные срывы, истерики, капризы, частые болезни. Реакция – бурная и ярко-выраженная;

2) Частые болезни на фоне тихого поведения ребёнка;

3) Отсутствие признаков стресса.

У половины детей нет признаков стресса. И только вторая половина демонстрирует первый или второй тип реакций. Но это вовсе не означает, что 50% детей должны воспитываться исключительно дома до самой школы.

Такая высокая распространённость первого и второго типа реакций вызвана тем, что многие родители не проводят предварительно с ребёнком вовсе никакой подготовки к детскому саду . Они помещают его в новую, непривычную окружающую среду, никак не подготовив к этому своё чадо. Для взрослых попадание в новый коллектив – давно привычное дело. Необходимо абстрагироваться от своей точки зрения и понять, что у ребёнка, идущего в детский сад, – это первый подобный опыт. Ему надо помогать, тренировать и постараться по возможности облегчить процесс адаптации.

Как может проявляться процесс адаптации ? Помимо капризов, нежелания идти в сад и болезней, это сильное эмоциональное потрясение, нежелание общаться, которое может проявиться даже у активного доселе ребёнка. У детей даже могут появиться проблемы с артикуляцией и речью, которых до этого не наблюдалось, они могут «забыть» от перенесённого стресса, как самостоятельно выполнять те или иные действия по самообслуживанию, могут полюбить долгое время сидеть не двигаясь, плохо спать, есть.

Как быть, если ребенок не может адаптироваться к детскому саду?

Что делать и каковы причины , если даже хорошо спланированная и проведенная работа не помогла ребёнку адаптироваться в детском саду?

Ответьте для себя на следующие вопросы . Ребёнок достиг подходящего возраста для посещения детского сада? У него не было в прошлом негативного опыта посещения яслей? Даже если он не помнит, как ходил в ясли, какой-то отпечаток обстановки на уровне эмоций и переживания у ребёнка всё же остался, и если впечатления были негативные, то ожидать быстрой адаптации в детском саду не стоит. В таком случае перенесите начало посещений садика ещё на полгода или год, продолжая гулять вместе с детсадовской группой или дружить с детьми из группы в остальное время.

Проанализируйте характер и привычки своего ребёнка – какой у него тип темперамента от рождения? Проще и быстрее всего привыкают к детскому саду сангвиники, но у холериков и флегматиков обычно есть проблемы. Холерики чаще всего ведут себя слишком активно, они всё время бегают, кричат, проказничают, ссорятся, дерутся. Флегматики же наоборот очень спокойны и сдержанны, они зачастую отстают от остальных детей, так как делают всё медленнее сверстников. Если Ваш ребёнок холерик или флегматик, то поговорите с воспитателем об этом. Узнайте, как малыш ведёт себя в группе на протяжении дня, и поясните воспитателю особенности его темперамента. Не стесняйтесь это делать, так как воспитатель может в силу разных причин этого не заметить и слишком давить на Вашего ребёнка, пытаясь заставить его вести себя так, как ему было бы особенно тяжело. Флегматика нельзя торопить угрозами и страхом наказания, в результате давления он замкнётся в себе и будет делать всё ещё медленнее. Его природная медлительность при хорошем и терпеливом общении с малышом постепенно сгладится и станет менее заметной. У всех людей разный характер и привычки, и проявляется это уже в раннем детстве: кто-то предпочитает носиться вихрем и делать всё мгновенно, а кто-то медленно, неторопливо идёт к своей цели, спокойно и уверенно. Поэтому непременно проведите с воспитателями серьёзную беседу и аргументированно докажите свою точку зрения: флегматика нельзя торопить и нервно дёргать.

Что касается маленьких холериков , то тут воспитателю нужно объяснить , что ребёнок ведёт себя подобным образом не потому, что хочет навредить и разозлить всех, а также не потому, что родители не занимались его воспитанием, а просто-напросто у него такой характер. В будущем холерики учатся в какой-то степени сдерживать себя, но дети непосредственны и ещё не усвоили норм социального поведения. Обязательно посоветуйте воспитателям, не ожидая, пока они путём проб и ошибок дойдут до этого сами, занимать Вашего гиперактивного ребёнка такими делами, которые потребуют особенно много сил и энергии. Холерик не сможет долго и усидчиво сидеть на одном месте, но если он будет выполнять упражнения или долго танцевать, то его разрушительная деятельность в другое время будет сведена к минимуму. Ребёнок любит превращать комнату в настоящий хаос, раскидывая вокруг себя игрушки? Пусть именно он собирает их – скорее всего, это будет сделано столь же быстро, при этом его энергия будет направлена в созидательное русло. Главное – попросить его об этом, а не заставлять под страхом наказания.

В случае если воспитатели не пойдут Вам навстречу, имеет смысл поискать другой садик или перевестись в другую группу к другому воспитателю.

Подумайте о себе и своём характере, насколько Вы сами быстро и легко привыкаете к изменениям? Насколько Вы уверенно себя ведёте среди малознакомых людей? Как быстро осваиваетесь? Помните о наследственности. Если Вы сами замкнутый человек и любите одиночество, то весьма вероятно, что Ваш ребёнок будет вести себя так же. Замкнутому ребёнку будет некомфортно среди большой шумной группы детей, но лишать его садика и оставлять дома тоже неправильно. Ему лучше всего подобрать немногочисленную группу по интересам, в которой он будет проводить не весь день, как в детском саду.

Кого нельзя отдавать в детский сад?

Не отдавайте в детский сад Вашего ребёнка, если он с самого младенчества часто и много болеет . В детском саду он будет болеть ещё больше, посещать его нормально не сможет и ещё больше подорвёт собственное здоровье. Не нужно отправлять в обычный детский сад детей с неустойчивой нервной системой. В данном случае это принесёт больше вреда, чем пользы. Поинтересуйтесь оздоровительными детскими садами , но подходите к решению определить туда ребёнка с осторожностью: если садик переполнен, оздоровительного эффекта ждать не следует. В подобных детских садах регулярно проводят разнообразные оздоровительные и укрепляющие процедуры (всевозможные виды массажа, закаливания, кислородные коктейли).

В данном случае родителям лучше всего самостоятельно заняться здоровьем ребёнка : выбирать только здоровую и полезную пищу, много гулять с ребёнком, установить режим дня (ни в коем случае не меняйте его резко, сдвигайте постепенно, не более 10 минут за день), потихоньку заниматься закаливанием, если детский врач одобрит подобное начинание. Постарайтесь подыскать какое-либо дошкольное учреждение, кружок, центр или группу для Вашего ребёнка, которое он мог бы посещать пару раз в неделю, ходите с ним почаще в гости, чтобы показать ему других людей и потихоньку учить малыша с ними общаться.

Подготовка ребенка к детскому саду

Итак, «в вину» детскому саду обычно вменяются: частые болезни ребёнка, асоциальное поведение (воровство, ругань, обман, агрессия). Стоит помнить, что болезни – следствие адаптации ребёнка к детскому саду, а не неподобающего ухода воспитателей, как думают многие. Если адаптация проходит быстро и безболезненно, ребёнок перестаёт болеть. Что касается асоциального поведения, которое ребёнок с интересом «испытывает» на родителях, то малышу необходимо доходчиво объяснить, почему так себя вести или говорить такие слова нельзя, но не нужно излишне эмоционально акцентировать данный факт или устраивать по поводу каждого прозвучавшего нелитературного слова «концерт». Следите за тем, чтобы ребёнок не стал прибегать к шокирующему поведению для привлечения Вашего внимания.

Помните, что, чем сильнее ребёнок привязан к матери и своей семье, тем тяжелее и дольше он будет привыкать к детскому садику. Не забывайте, что наличие самого периода адаптации является нормой. Хуже к детскому саду привыкают единственные в семье дети, избалованные дети, не приученные к самостоятельности дети, неуравновешенные дети, испытывающие страхи (темноты, одиночества и пр.), дети, которые перенесли сильную психологическую травму, привыкшие быть в центре внимания дети, неуверенные и сильно отличающиеся от других дети, а также дети, родители которых очень сильно нервничают из-за предстоящего посещения их ребёнком детского сада.

Поговорите с ребёнком перед тем, как отправить его в детский сад. Настройте его на позитив, рассказывайте только хорошее, что может дать садик, не запугивайте и постарайтесь добиться того, чтобы он сам захотел проведать это чудесное место. Можно рассказать ему истории из своего детства и собственного посещения детского сада (обязательно хорошие и позитивные). Заранее скорректируйте режим дня ребёнка под режим детского сада, чтобы не создавать ему дополнительных стрессов. Удостоверьтесь, что в садик вместе с ним пойдут знакомые ему по детским площадкам дети, если нет – постарайтесь познакомить его с кем-то из детей и с воспитателями заранее.

Играйте с ребёнком, отправляя вместе в детский сад мишку или иную игрушку, а потом разговаривайте с ней, расспрашивая о том, что было днём. Так Вы сможете вовремя отследить и в случае надобности откорректировать ожидания Вашего ребёнка, заметить, что его страшит.

Обязательно обратите внимание на атмосферу, царящую в выбранном дошкольном учреждении, и обстановку. Насколько там чисто, прибрано, работает ли охранник. В некоторых детских садиках существуют специальные программы адаптации детишек, призванные помочь ребёнку скорее освоиться. Например, практикуются занятия в выходные дни – специально на несколько часов ребёнка оставляют в садике по выходным, чтобы он поскорее привык.

Будьте терпеливы, любящи и мудры, думайте в первую очередь о пользе для ребёнка, и у Вас всё получится .

Краткое содержание: Нужен ли ребенку детский сад. Плюсы и минусы детского сада. Дети в детском саду. Развивающие занятия в детском саду. Отзывы о детских садах.

Если маме надо выходить на работу, а ребенка не с кем оставить, то вопрос о том, нужен ли ребенку детский сад, отпадает сам собой. Но какое решение принять, когда есть выбор, водить малыша в садик или нет? В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы посещения ребенком обычного государственного детского сада.

Минусы детского сада:

1. Стресс ребенка, вызванный разлукой с мамой . Многие дети, проводя большую часть дня без мамы и других близких людей, испытывают чувство эмоциональной незащищенности. Для того чтобы ребенок нормально рос, учился общаться и осваивал другие важные умения и способности, ему необходимы постоянное эмоциональное тепло, любовь и поддержка. И в этом отношении детский сад не может заменить семью - ведь воспитатели, какими бы хорошими они ни были, не могут любить всех.

2. Довольно многие дети психологически переутомляются от невозможности побыть одному и заниматься тем, чем хочется.

3. Дурное влияние сверстников . В группе обычного детского сада собираются дети, как из более, так и из менее благополучных семей, с этим ничего не поделаешь.

4. Частые болезни. Многие работающие мамы, не имеющие возможности постоянно брать больничные, отправляют своих кашляющих и сопливящих детей в детский сад. Те, естественно, заражают одногрупников. От этого явления никуда не денешься, т.к. детский сад обязан принять больного простудой или гриппом ребенка в том случае, если у него нет температуры.

5. Многие родители и педагоги, говоря о плюсах посещения детьми детского сада, главный акцент делают на том, что в детском саду ребенок учится общаться со сверстниками. Нам хотелось бы немного поставить под сомнение этот неоспоримый многими аргумент в пользу посещения ребенком детского сада.

Действительно, примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность родители обязательно должны ему предоставить. Но в детском саду ребенок обычно привыкает к достаточно диким нормам взаимоотношений с другими детьми . Если в группе 15-20 детей, одна воспитательница просто не в состоянии организовывать их общение друг с другом, поэтому более напористые ребятишки часто начинают притеснять робких (отнимать у них игрушки, пихать и отталкивать их и так далее), а не столь сильные, но более общительные учатся ябедничать и подлизываться ко взрослым.

Плюсы детского сада:

1. Режим . Большинство взрослых не привыкли жить строго по часам, тогда как, на самом деле, это очень полезно для организма - есть, гулять, ложиться спать в одно и то же время изо дня в день.

2. Дисциплина. В детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово "дисциплина" у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с "уравнительной" муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом "дисциплина" всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.

3. Самостоятельность. В саду у ребенка появляется возможность проявить себя, он более самостоятельный, так как рядом нет мамы (бабушки), которая за него уберет игрушки или покормит с ложечки, в саду ребенок выполняет все то, что необходимо согласно его возрасту, в том числе и ухаживает за собой.

3. Общение с др. взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.

4. В детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития . Строго говоря, стандартные образовательные программы, принятые в государственных детских садах, оставляют желать лучшего: во многих обычных садиках занятий маловато, да и проводятся они далеко не на высшем уровне. Одного лишь "садикового" образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если "домашний" ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура - этот минимальный "джентльменский набор" обеспечит и самый простенький государственный садик. Если же вам повезет и вы найдете по-настоящему хороший детский сад (таковыми бывают и государственные) с хорошей, обширной программой, можно рассчитывать, что вашему малышу будет там по-настоящему интересно.

5. Общение со сверстниками. В разделе "минусы детского сада" мы уже упоминали о том, что общение детей в детском саду часто происходит стихийно, у воспитателей нет времени на то, чтобы обучать воспитанников правильно общаться, разрешать все детские конфликты. Поэтому некоторые дети, в зависимости от своего характера и темпераметра, становятся либо задирами, либо тихонями, которые привыкают подчиняться более напористым товарищам.

В тоже время, если родители учат ребенка как правильно общаться с другими детьми, беседуют с ним на эту тему, разбирают дома возникающие со сверстниками конфликтные ситуации, если необходимо, обращаются за помощью к вопитателям, оказывают ребенку поддержку в трудные минуты, в этом случае, общение ребенка со сверстниками в детском саду принесет ему несомненную пользу и бесценный опыт.

Здесь надо отметить, что такой опыт общения с детьми ребенок не сможет получить на детской площадке или на развивалках, где общение детей между собой происходит под контролем мамы или педагога.

Повсеместно можно услышать, как родители маленького 3-х летнего человечка задаются вопросом: «А нужен ли ему детский сад ? Ведь мама может не ходить на работу еще пару лет и посидеть с ним дома, чем даст ему больше развития, чем какая то чужая тетя-воспитатель». И совершают фатальную ошибку, которая может отразиться на всей последующей жизни уже взрослого человека. Своими руками они делают из своего ребенка социального неадаптанта.

Прочтите эту статью и Вы получите ответы на такие вопросы:

  • Нужно ли ребенка отдавать в детский сад? Почему это важно?
  • Почему дети не хотят идти в детсад? Почему дети часто болеют, плачут, упираются, чтобы не ходить в детский садик?
  • Откуда у человека возникает социофобия? Как вырастают неадаптанты? Кто не любит быть среди людей?
  • Что главное в детском саду? По какому критерию выбрать детский садик?
  • Какой должен быть воспитатель детского сада? По каким критериям, как выбирать детсад ?
  • Что лучше - частный детский сад или государственный? И есть ли вообще между ними разница?
  • Можно ли заменять реальный детский сад на электронный детсад или общение дома?
  • Почему ребенок должен общаться с как можно большим количеством детей?

Конечно, любой родитель не хочет вреда своему чаду. Все хотят вырастить своих детей абсолютно нормальными, успешными, хорошими людьми. Чтобы все у них было (в смысле, материальных вещей) и чтобы все у них получилось (в смысле взаимоотношений с людьми). И каждый родитель всегда задает себе вопрос: достаточно ли я даю своему ребенку? К сожалению, обычно мы считаем только:

И полностью забываем, что человек – социальное существо, поэтому даже если у него все есть и он все знает, без умения нормально, адекватно общаться с другими людьми, он будет глубоко несчастным всю жизнь.

Родители приводят своего ребенка в детский садик и, естественно, видят, что ребенку это не нравится. До 3-х лет он общался в небольшом кругу, возле него постоянно была мама или бабушка, а теперь его насильно выталкивают в незнакомую большую группу детей. Хоть мы и не видим этого с высоты своего возраста, но группа детей зачастую негативно настроена к новичкам. Дети, как маленькие зверьки, не ограниченные культурой, действуют так, как им нравится. Сильные отбирают игрушки у слабых, девочки манипулируют мальчиками, ничего не мешает ударить по уху своего обидчика. И естественно, что Ваш малыш расстроится, если его бросят в кагал этого вражеского лагеря (исключение составляют дети, обладатели орального вектора , они всегда с удовольствием идут в детский садик, но их меньше 5%, все остальные, как правило, воспринимают детский садик, как трагедию всей своей маленькой жизни).

Вот почему ребенок всеми силами пытается избежать детского сада. Разные дети проявляют это по-разному. Одни – закатывают истерики и заливаются слезами, упираются, когда их туда тащат. Вторые – жалуются, что их обижают, и рассказывают душещипательные истории о несправедливых детях. Третьи – молча сносят такое несчастье, но воспитательница говорит, что после ухода мамы, они просто забиваются в угол, ни с кем не общаются до самого вечера. Четвертые – начинают совершенно неоправданно болеть.

Абсолютно каждой маме, в любой из описанных выше ситуаций, жалко своего ребенка. И она видит выход из этой ситуации – не отдавать ребенка в садик, а заняться его воспитанием самостоятельно, дома. Ей кажется, что она сможет дать ему намного больше, а забота и уход будет на порядок выше. Так то оно так, только вот проблема в том, что когда-нибудь этому ребенку все же придется выйти в социум, общаться с людьми.

Потом он пойдет в школу, позже – в институт, и потом – на работу. Сможете ли Вы опекать его до конца жизни? Сможете ли Вы сказать ему: «Не иди туда, останься дома, будем вместе сидеть и пряники печь!»? Нет, ему придется идти в жизнь самостоятельно.

И точно так же, как и в 3-х летнем возрасте, высока вероятность того, что группа, в которую он придет, будет настроена к нему… ну скажем так, не очень дружелюбно. Да, жизнь жестока – мы сталкиваемся с разными людьми и очень многие из них замышляют против нас недоброе. Например, в школе кто-то приносит наркотики и внушает, что их надо купить и попробовать. В институте – предлагают прогуливать пары, а потом все выучить за одну ночь перед экзаменом. А на работе… карьерная лестница вообще зачастую может развести людей по разные стороны баррикад, приводя к скандалам и другим негативным последствиям. И это мы еще не говорим о более жестких ситуациях жизни, таких как, армия, попадание в милицию, даже незаслуженное (особенно, незаслуженное), встреча с группой неприятных товарищей темной ночью в подворотне и т. д. Взрослому человеку надо жить в обществе, быстро принимать решение, адекватно реагировать на все ситуации, стандартные и нестандартные. И вот закладываются эти способности именно в детском саду, в общении детей между собой.

Дело в том, что в 3-х летнем возрасте, попадая в группу таких же трехлеток, мы фактически играем во взрослую жизнь. В возне маленьких детей мы не видим, что они разыгрывают взрослые сценарии. Они общаются с теми, кто им приятен и полностью игнорируют неприятных. Они могут сказать «да», если им нравится, и четкое «нет», если они совершенно против. Да, может дойти и до драки, но трехлетние дети, как правило, не способны друг другу нанести каких-либо серьезных увечий. Ну, подерутся, ну, будет много слез и даже ссадины. Но проиграв эту ситуацию, они будут знать как вести себя в будущем. Они забудут драку, но будут помнить ее последствия. Дети научаются договариваться, общаться, взаимодействовать с другими детьми. Если ребенок слабый, он почувствует, что сам не выживет в маленьком сообществе и постарается сдружиться с более сильным, который будет его защищать. Если ребенок сильный, он быстро отберет игрушки у других, но сразу заметит, что коллектив его не любит и хулиганить нехорошо. Все будущие жизненные ситуации, все обиды, вся злость и несправедливость, все будет «прожито», проиграно еще в детстве.

Ребенок, отучившийся в детском садике, приходит в школу в 6-летнем возрасте уже полностью состоявшимся человечком. Его навыков общения с детьми, которые он получил с 3-х до 6-ти лет достаточно для существования в любой группе. В дальнейшем он будет полностью адекватным. Он будет на подсознательном уровне выбирать себе в друзья добрых и хороших людей и сторониться – плохих и злых. Кем бы он ни стал, где бы он ни был – вы, его родители, сможете быть полностью уверены, что он социально адаптирован.

Что же происходит с детьми, которых пожалели и не отдали в детский сад? До 6-ти лет они остаются один на один с родителями, бабушками и дедушками, нанятыми нянями или гувернантками. Может быть, у них есть братья или сестры, но они другого возраста, а между трехлетним и пятилетним ребенком, такая же пропасть, как и между 20-ти и 50-ти летним человеком. Интересно им вдвоем? Нет, конечно. Взрослые могут по-разному общаться с таким домашним ребенком – могут дисциплинировать, а могут и с восторгом заглядывать в рот. Но значения это не имеет. Ребенок быстро научается манипулировать взрослыми, это он будет уметь делать всю оставшуюся жизнь, а вот адекватно общаться в обществе – нет. Вот и получается, что хороший мальчик 15-ти лет, который на скрипочке играет с 3-х лет, с мамой научился читать, считать и писать уже в 5 лет, вдруг становится наркоманом. Он исчезает из дому, он общается с плохими людьми, он не может найти себя в обществе.

Не жалко Вам теперь его? Подумайте над этим в момент, когда жалеете ребенка отдавать в детский садик

Внимание! Кто воспитатель?

Понятно, что детей надо сдавать в детский садик не так для учебы, как для общения с ровесниками. Но, тем не менее, дети все же получают знания и от взрослых. Они коммуницируют и с воспитательницей, и с нянями и те, хоть и небольшое, но все же влияние оказывают на ребенка.
Перед тем, как отдать ребенка в детский сад, пообщайтесь с воспитательницей. Совсем не стоит рассчитывать, что поскольку она работает в этом учреждении, она обязательно хорошая. Как показывают реалии современного мира, это совсем не так.

Обратите внимание на такие детали:

Воспитательница ни в коем случае не должна кричать на детей, ни под каким предлогом, чтобы они не сделали. Если же она кричит – это показатель ее неуравновешенности, а значит она будет только вредить детям;
темперамент воспитательницы должен хотя бы немного совпадать с темпераментом Вашего ребенка. Если ребенок быстрый и активный, воспитательница тоже должна с радостью заниматься с детьми без устали. Если ребенок больше любит посидеть, поделать что то руками, стоит найти группу, где воспитатель не гонит деток в шею и торопит их, а может оценить старательность Вашего ребенка;
в обязанности воспитателя в том числе входит и ввести Вашего ребенка в коллектив, найти для него подходящее занятие. Если воспитатель говорит, что Ваш ребенок сидит и ничего не делает, или, например, орет без умолку, это вина воспитателя, но никак не причина отменять детский сад.

И еще…

Дети должны ходить в группу только со своими сверстниками. Если Вашему ребенку три года, он должен общаться с равными по возрасту, то есть трехлетками. Сегодня существуют новые садики, где пропагандируется объединение детей не по возрасту, а по темпераменту или увлечениям. Так, деток и 3-х и 5-ти лет сводят вместе, предоставляя им возможность заниматься одним и тем же делом. Такой подход в корне неправильный.
Не обманывайтесь и не думайте, что дорогостоящий садик и новомодный подход, лучше для ребенка. Помните, главное, чтобы ребенок в возрасте с 3-х до 6-ти лет находился в среде своих одногодок. Этого будет достаточно, чтобы он вырос абсолютно адаптированным к обществу человеком.

Малышу уже 3 года, а вы так и не решили, пришла ли пора отдавать его в детский сад и нужно ли это вообще? Ведь, возможно, лучше воспитывать кроху дома? Во всем есть свои положительные и отрицательные стороны. Как научить ребенка открываться новому, строить отношения с другими людьми и при этом не нанести вред его психике, рассказывает психолог Наталья Книга.

Наталья Книга
психолог Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология»

В чем плюсы детского сада?

Обычно детей приводят в сад, когда им исполняется 3 года. Это прекрасный возраст для начала активных знакомств со сверстниками.

Дети учатся общаться и с педагогами, привыкают к определенным общественным нормам и правилам поведения. Все это помогает малышам социализироваться. И на следующем этапе, когда придет пора отправляться в школу, им будет легче устанавливать контакты с одноклассниками, с преподавателями, да и вообще с людьми в целом.

В садике крохи приучаются и к определенному режиму. Встают, кушают и гуляют в одно и то же время. Это в первую очередь полезно для здоровья, во вторую - для дисциплины. Если дома малыш не хочет подниматься, часто мама и не заставляет. Каждый ли день вместе с родителями малыш выходит играть во двор, да еще и в один и тот же час? А если взрослые устали? А если вдруг возникли дела? Далеко не всегда это возможно.

Кроме того, часто именно в саду дети учатся тому, чего раньше не умели: ходить на горшок, мыть руки, завязывать шнурки, хотя дома ничего не получалось.

Когда бить тревогу?

Конечно, не все дети адаптируются сразу. В норме ребенок должен привыкать к новым условиям от 7-10 дней до месяца. Если процесс затягивается до 6 месяцев - это уже тяжелая адаптация. В случае, когда малыш и дальше отказывается идти в детский сад, лучше обратиться к психологу.

Адаптация включает в себя спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей ребенка, а также от структуры семейных отношений. Проще говоря, каждый малыш индивидуален. И все же очень важно, как ведут себя родители.

Есть факторы, от которых зависит адаптация деток к садику, например:

1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

2. Возраст (особенно уязвимы дети с 1 года до 3 лет, поскольку именно в этот период им очень тяжело «оторваться» от мамы. Привязанность к матери - необходимое условие нормального психического развития ребенка - способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность.

Дети 2-3 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям

3. Риски биологического и социального анамнеза:

  • Биологические факторы (заболевания матери во время беременности и родов, заболевания малыша в период новорожденности и до поступления в сад).
  • Социальные факторы (неправильный режим дня ребенка; недостаточный дневной и ночной сон; вредные привычки; неправильная организация бодрствования; неумение общаться со взрослыми и детьми; несформированность предметной и игровой деятельности ребенка).

Всегда нелегко привыкают к саду единственные дети в семье, дети, чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, не уверенные в себе.

Систематические истерики в саду - это часто обычная неподготовленность родителей. Рекомендуется, прежде, чем отдавать малыша в какую-то группу, прийти туда самому, познакомиться с воспитателями и с правилами сада.

Кстати, сейчас у разных учреждений есть масса специальных уклонов: логопедия, санаторный режим или даже упор на изучение иностранных языков в игровой форме. Только вы знаете, что будет полезно, а главное - интересно вашему сыну или дочке.

Тревога ребенка часто возникает из-за мнительности родителей. Когда малыш капризничает, плачет, он смотрит на реакцию родного человека, обычно - мамы. Если она будет сюсюкать, уговаривать чадо или начнет плакать (бывает и такое), конечно, истерики станут нормой.

Иногда женщина подсознательно сама не хочет отпускать от себя ребенка. На уровне глубокой связи малыш это чувствует и начинает… за-бо-ле-вать. Причина многих простуд, кожных высыпаний, психосоматических расстройств часто кроется именно в этом. Прежде чем отдать сына или дочку в сад, внутренне подготовьтесь к этому сами.

Если мама в семье слишком эмоциональна, лучше пусть какое-то время в сад ребенка отводит папа.

Как помочь ребенку адаптироваться в незнакомой обстановке

Правило №1. Отдавайте малыша в сад в правильном возрасте

Девочки готовы к этому уже в 2,5-3 года. Мальчиков торопить не стоит. Оптимальный возраст для них - 3,5-4 года, а в некоторых случаях даже 5 лет. Дело в том, что мальчики больше привязаны к маме, поэтому, как правило, процесс привыкания к другим людям длится дольше.

Правило №2. Разговаривайте с воспитателями

Это очень важный пункт. Родители должны рассказать воспитателям об особенностях своего ребенка. Например, о том, что он плохо спит, медленно кушает и его не нужно торопить, не умеет что-то делать (допустим, держать ложку), грызет ногти или сосет палец, в каких случаях у него может начаться истерика. Это нужно, чтобы для взрослых данные нюансы не были открытием и они понимали, как строить диалог с вашим малышом, на что обращать особое внимание, чему нужно научить.

Правило №3. Никогда не выясняйте отношения с работниками сада в присутствии ребенка

- «Если мама раздражается, кричит на воспитателя, значит, садик плохой, я туда больше не пойду», - такие мысли возникают в голове ребенка, когда вы не сдерживаете своих эмоций. Даже если действия воспитателя кажутся вам некомпетентными, диалог всегда должен быть спокойным, в уважительном тоне. При этом желательно разговаривать наедине.

Правило №4. Придумайте свой ритуал

Помахать на прощанье сыну или дочке 3 раза, поцеловать в каждую щечку, сказать, в какое время или в какой период времени вы вернетесь (например, после обеда или после вечерней прогулки).

Правило №5. Объясните чаду, зачем вы его оставляете на время

Обычно неплохо действуют фразы вроде: «Я пойду на свою работу, чтобы зарабатывать денежки, а ты в это время познакомишься с детками. Вы будете играть с новыми игрушками, пойдете гулять на улицу, вам будут рассказывать много интересного, а потом я обязательно приду и заберу тебя».

Вы сами знаете, какие слова будут самыми правильными именно для вашего малыша. Ребенок должен понимать, зачем он тут, в новом месте, и когда за ним вернутся.

Правило№6. Не поддавайтесь на уговоры бабушек и дедушек

- «Зачем ему сегодня идти в сад, давай мы с ним посидим», - говорят ваши родители, и ребенок радостно прыгает в их объятья. Это плохая практика. Режим сбивается, да и подобного рода поблажки приводят к новым капризам. Пусть бабушка и дедушка побалуют свое солнышко в выходные.

Правило №7. Расспрашивайте ребенка, как прошел его день

Во-первых, любой малыш рад, когда вы интересуетесь его делами, во-вторых, именно таким несложным способом можно узнать, что ребенку не нравится в садике, какие у него проблемы. Полученная информация очень вам пригодится.

Но внимания заслуживают и позитивные новости. Когда малыш рассказывает о друзьях, открытиях, вкусной котлете или особенной игрушке, больше реагируйте на эти слова. Подкрепляйте положительные эмоции фразами: «Ну, ничего себе!», «Как же здорово в твоем садике!», «А расскажи-ка об этом подробнее!».

Правило №8. Не стесняйтесь обращаться к психологу

В каждом саду есть свой психолог. Поговорите с ним, пусть понаблюдает за вашим малышом. В некоторых случаях ребенка просто нужно перевести в другую группу и проблема решится.

Правило №9. Не спешите. Приучайте малыша к новому постепенно

Можно сначала приходить вместе с чадом на пару часов, потом оставлять его одного, но ненадолго, постепенно увеличивая длительность. А еще некоторые сады сегодня предлагают специальные подготовительные занятия, когда малыши знакомятся с учреждением заранее, еще до прихода в свою группу. По-моему, это замечательный вариант.

Правило №10. Используйте игрушки, подарки и «волшебство»

Дети обожают игры и забавы. Первое время можно пообещать крохе, что когда вы вернетесь, принесете с собой конфету или маленький подарок.

Поиграйте в «чудесный шкафчик». Игра очень простая. Расскажите малышу, что его шкафчик для вещей волшебный, и когда придете вечером, в нем появится сюрприз. В назначенный срок ребенок закрывает глаза, а вы подкладываете в шкафчик шоколадку или леденец. Кто не захочет идти туда, где каждый день случаются настоящие чудеса?

Еще один хороший прием. Пусть малыш «сводит» в сад свою игрушку. Захватите любимого мишку. Объясните чаду, что плюшевый друг еще не видел садик, пусть ребенок ему все покажет, познакомит с другими игрушками, с ребятами. Можно даже оставить косолапого в новом месте на ночь. Утром малыш убедится, что с игрушкой ничего не случилось, а значит, тут безопасно.

Как понять, что крохе в саду комфортно

На самом деле все очень просто. Во-первых, малыш будет встречать вас в хорошем настроении. Во-вторых, ему будет хотеться рассказать как можно больше: что он ел, с кем и во что играл, о стихотворении, которое обязательно нужно выучить к утреннику, и так далее. В-третьих, он станет вставать без труда даже в выходные дни, полностью привыкнет к новому режиму.

Минусы детского сада

В первую очередь негативные аспекты появляются из-за неправильного поведения родителей. Поспешное приучение к саду, несдержанные обещания, невнимание к эмоциям ребенка действительно могут привести к психологической травме.

Особенно я не рекомендую сады с круглосуточными группами. По возможности избегайте этого варианта. Малыш и так будет находиться в стрессе от отсутствия мамы рядом, а когда он останется с незнакомыми людьми на сутки, представляете, какой это шок? Конечно, дети бывают разные. Но чаще всего длительное изменение привычной обстановки ни к чему хорошему не приводит.

Неправильный подход способствует нервным тикам, недержанию мочи, беспокойному сну, страхам и так далее. Психологические проблемы влекут за собой неприятные последствия. Человек и во взрослом возрасте может так и не научиться доверять людям, будет не уверен в себе, станет испытывать трудности в общении.

Конечно, важно, к кому попадает ребенок. Ребятам, которые по типу характера флегматики или меланхолики, трудно будет с воспитателем-холериком.

Иногда сами педагоги не замечают в своих фразах ноток негатива. Например: «Все уже поели, а ты до сих пор еще жуешь? Давай быстрее», «Ребята давно собрались. Мы ждем только тебя», «Давно пора научиться самому застегивать пуговицы. Не умеешь только ты». На первый взгляд в этих фразах нет ничего обличительного, а внутри у ребенка зреет обида и убеждение в том, что он хуже всех. Именно поэтому я рекомендую родителям разговаривать с ребенком, чтобы вовремя замечать такие моменты.

Как воспитывать ребенка дома

Если родители приняли решение обойтись без детского сада и воспитывать ребенка дома, важно помнить о некоторых важных вещах.

Малышу необходим строгий режим дня. Разработайте оптимальное расписание для своего ребенка. Можно посоветоваться со специалистами или хотя бы придерживайтесь графика детских садов: ранний подъем, завтрак, какие-то занятия, игры, обед, обязательно дневной сон, прогулка, ужин и своевременный отход ко сну. Иначе из-за перенапряжения нервной системы ребенок может чувствовать себя уставшим. Вас ждут капризы и плохое настроение, а когда начнется школа, тут уж не удивляйтесь большим сложностям с адаптацией к новому ритму жизни.

Кружки и развивающие занятия нужно посещать в первой половине дня. Затем должен быть перерыв, дневной сон, а после можно еще немного позаниматься, но уже с меньшей нагрузкой. И помните, крохе нужно общение со сверстниками, не лишайте его этой возможности.

Фото: Дмитрий Рыщук

Очень часто родители, в попытках найти ответ на вопрос «Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?» руководствуются собственным опытом и воспоминаниями из детства. Для кого-то детский сад был необходимостью – попросту не с кем оставить ребенка дома. Кто-то не ходил в него из тех соображений, что неработающая мама должна самостоятельно заниматься чадом до школы, вместо того чтобы «спихивать» его в сад. Такой подход нельзя назвать верным: за несколько десятилетий изменились не только детские сады, но также сам подход к воспитанию малышей. Сегодня родители все чаще задаются вопросом: а что будет лучше для ребенка? Что дает ребенку детский сад? Нравится ли ему там, и если не нравится, стоит ли заставлять? Не будет ли ребенок испытывать трудности в школе, в общении со сверстниками, если так и не ходил в сад? Нужен ли детский сад? BrainApps поможет разобраться в ситуации и найти ответы на эти вопросы.

Преимущества и недостатки детского сада для ребенка

Прежде чем задаваться столь важными и сложными вопросами, неплохо было бы для начала понять, зачем вообще нужен детский сад. Есть ли какие-то конкретные, положительные стороны пребывания ребенка в этом месте, и о каких недостатках важно помнить, отдавая чадо в сад?

Преимущества пребывания ребенка в детском саду:

  1. Соблюдение режима. Организм человека устроен таким образом, что соблюдение строгого режима, когда приемы пищи, сон, игровая активность и отдых расписаны по часам, идет ему на пользу. В условиях дома или квартиры намного сложнее организовать соблюдение режима столь же безупречно, как это происходит в детском саду.
  2. Прививание дисциплины. Дисциплина – неотъемлемая часть жизни любого человека, вот только наиболее часто мы сталкиваемся с ней вне дома. Ребенок, растущий исключительно дома, в окружении семьи, не может познакомиться с дисциплиной в полной мере. В саду же он учится правилам и необходимости их придерживаться.
  3. Выработка самостоятельности. Вполне естественно, что когда воспитателю приходится следить одновременно за 15-20 ребятишками, он не может уделить каждому столько внимания, сколько ребенку, например, внимания уделяют родители дома. В условиях детского сада ребенок вынужден учиться самостоятельности: убирать за собой игрушки, съедать самостоятельно еду, выполнять другие действия, соответствующие возрасту.
  4. Социализация среди взрослых. Если ребенок не ходит в детский сад, единственные взрослые в его жизни, которые обладают авторитетом и выполняют важную роль – это родители. После привычки в течение 6-7 лет слушаться только маму с папой, ребенку, попавшему в школу, может быть сложно приспособиться к тому, что есть учителя, которых так же нужно слушаться. Детский сад медленно приучает малыша к тому, что его окружает большое количество взрослых людей, которых нужно уважать и слушать.
  5. У маленького ребенка, живущего дома и изредка посещающего детскую площадку, нет возможности пообщаться со сверстниками без присмотра родителей или воспитателей. Общение со сверстниками, однако – неотъемлемая часть становления личности. Ребенок сталкивается с другими детьми, учится уживаться с их характерами, дружить и даже враждовать.
  6. Физическое и интеллектуальное развитие. Тут все в первую очередь зависит от самого садика и того, есть ли у родителей возможность заниматься развитием ребенка дома. Идеальный вариант – сочетать программу детского садика с усилиями родителя по развитию любимого чада. Однако если ребенок круглые сутки проводит за просмотром мультиков и играми, даже детский сад с не слишком разносторонней программой принесет пользу. Ребенок в детском саду знакомится с иностранными языками, учится танцевать, делать зарядку, рисовать, лепить из пластилина и многое другое.

Недостатки пребывания ребенка в детском саду:

  1. Разлука с родителями. Ребенок, после того, как до этого 24 часа в сутки находился под присмотром родителей, окруженный любовью и заботой, в детском саду испытывает стресс, особенно поначалу. Любовь и эмоциональная поддержка чрезвычайно важны для развития ребенка, его уверенности в себе, чего детский сад, увы, дать не может. Даже в очень хорошем учреждении воспитатель окружен слишком большим количеством детей, чтобы в полной мере уделить каждому внимание.
  2. Утомляемость. Малышу, как и взрослому человеку, иногда требуется одиночество. Кому-то больше, кому-то меньше, ведь даже в малом возрасте дети делятся на интровертов и экстравертов. В саду ребенок почти не предоставлен самому себе, его постоянно окружают люди, он не может остаться в одиночестве и заниматься, чем ему бы самому захотелось. В некоторых случаях это приводит к психологическому переутомлению.
  3. Неблагоприятное окружение. Не у многих родителей есть возможность отдать свое чадо в садик, в котором бы находились дети исключительно из благополучных семей. Среди сверстников обязательно найдутся дети, воспитанию которых родители не уделяли внимание, довольно часто они грубые и задиристые.
  4. Болезни. Часто родители, для которых детский садик, по причине работы – необходимость, приводят детей с насморком, температурой и даже гриппом. По правилам, сад не может не принять больного ребенка, поэтому больные детки заражают здоровых. Это один из пунктов, с которым ничего не поделать, приходится просто мириться.
  5. Социализация среди сверстников. Мы не случайно поместили этот пункт и в преимущества, и в недостатки. Да, разумеется, ребенку полезно проводить время среди других детей, учиться общаться и налаживать контакт. К сожалению, общение между детьми не всегда проходит по сценарию, который запланировали взрослые. Воспитатель физически не может проследить за каждым ребенком и правильно организовать общение. В 3-4 года дети вполне уже могут поссориться и даже подраться, претендовать на чужие игрушки, играть не по правилам. Хорошо, если родители занимаются ребенком и объясняют вне детского сада, как правильно себя вести, а если нет? Для некоторых малышей походы в садик – самый настоящий стресс, так как отстаивать свою собственность и интересы не всегда и не со всеми легко.

Так нужно ли отдавать ребенка в детский сад?

Теперь, когда мы разобрались, что у садиков есть как существенные плюсы, так и минусы, пришло время ответить на самый главный вопрос: стоит ли отдавать ребенка в детский сад?

К сожалению, универсального ответа на этот вопрос нет. Все зависит от ребенка, его здоровья, умения общаться со сверстниками, вашими возможностями и конечно, от детского садика, куда вы решили отдать свое чадо.

Раньше любили говорить, что ребенок, который не ходил в детский сад, сложно адаптируется к условиям начальной школы. На самом деле, причина «сложной» адаптации кроется вовсе не в отсутствии каких-то особенных навыков, которые могут быть получены только в детском саду. Раньше, когда подавляющее число детей ходило в детский садик, ребятишки успевали познакомиться, хорошо друг друга узнать и даже подружиться. Затем эта, уже сформировавшаяся группа, почти в полном составе переходила в школу, и конечно, новичок чувствовал себя в первом классе не очень уютно. Сегодня ситуация изменилась: родители решают отдать ребенка в нужный им сад, а не тот, что ближе к дому, нанимают нянечек или просят о помощи своих родителей. Дети приходят в первый класс и не испытывают проблем с освоением, так как знают друг друга лишь единицы.

В целом, сегодня нет совершенно никакой разницы, ходит ребенок в детский сад или нет, если родители обеспечивают дома правильные условия для развития:

  • регулярные занятия, чтобы способствовать физическому и психологическому развитию;
  • обеспечение возможности каждый день общаться со сверстниками, например, в гостях или на детской площадке.

Более того, внимательный, любящий, свободный родитель, готовый посвящать ребенку большую часть своего времени, проделает намного более лучшую работу, чем любой, самый крутой и замечательный сад. Нужно обращать внимание на то, чем нравится заниматься ребенку, но в то же время обеспечивать разностороннее развитие: мелкая моторика, лепка, рисование, счет, письмо, развитие памяти и внимания. Кстати, большую помощь в умственном развитии ребенка родителю окажут игры на сайте BrainApps . Некоторые из них подходят даже для самых маленьких, направлены на тренировку памяти, внимания и мышления.

Не забывайте про кружки или спортивные секции. Они нужны не только для физического развития ребенка, но и для осознания авторитета взрослых людей, обучения дисциплине и следованию правил.

Таким образом, если вы задаетесь вопросом «нужен ли детский сад?» и не можете найти ответа, лучше задайте себе другой вопрос: «сможете ли вы создать ребенку условия, которые нужны для полноценного развития, если он не будет ходить в детский сад?». Какими именно должны быть условия? Вы должны по возможности воссоздать все преимущества детского сада, которые мы перечислили выше, в условиях дома или квартиры. Если у вас получится это сделать, то формирование ребенка произойдет абсолютно без проблем, малыш не будет как-то плохо выделяться на фоне сверстников, которые посещали садик. Если же вы ограничены во времени или не уверены в собственных силах, тогда, пожалуй, лучше ему хотя бы периодически, но детский сад посещать.



Поделиться